Федеральная палата адвокатов (ФПА) отметила неоднозначность толкования и законопроекта Павла Крашенинникова, обязывающего представителей в судах иметь юридическое образование и допуск от АЮР.
Законопроект внесли в Госдуму 27 сентября. В документе сказано, что нынешняя норма, когда представителем может быть кто угодно, недопустима, и нужно обязать всех не только иметь высшее юридическое образование по российской программе, но и получить специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации граждан, которые имеют высшее юридическое образование». В проекте не указано, что это за организация, но, судя по всему, это будет Ассоциация юристов России (АЮР) (см. "Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование").
Вице-президент ФПА Андрей Сучков не оценил идею. По его мнению, здесь имеет место конфликт интересов, ведь Павел Крашенинников не только депутат и глава комитета по госстроительству и законодательству, но и председатель АЮР.
Налицо конфликт интересов, а точнее использование полномочий руководителя профильного комитета Государственной Думы ФС РФ в интересах возглавляемой им же общественной организации, что недопустимо. Для дальнейшей реализации данной инициативы было бы неплохо разрешить эту коллизию и оставить один из постов", – считает Сучков.
Инициатива Крашенинникова к тому же противоречит программе «Юстиция», добавляет первый вице-президент ФПА Евгений Семеняко:
По сути, то, с чем нам пришлось сейчас столкнуться, – это попытка сорвать или свести к нулю всю ту работу, которая на протяжении многих лет была проделана Минюстом, Федеральной палатой адвокатов и вообще юридическим сообществом.
Семеняко считает, что введение такой «монополии» АЮР на допуск к представительству – это не что иное, как создание параллельной адвокатуры: в одну организацию можно будет попасть через дополнительный экзамен в адвокатских палатах субъектов РФ, а в другую – через АЮР.
Президент АП Костромской области Николай Жаров считает что закон, если его примут, нанесет вред адвокатскому статусу:
Сдав в адвокатской палате квалификационный экзамен на присвоение этого статуса (а каких-либо изменений в этой части законопроект не предусматривает), адвокат все еще не сможет практиковать в качестве представителя в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве. Для получения такой возможности он должен будет сдать еще один экзамен в общественной организации юристов.
В итоге внесение такого законопроекта в ФПА назвали «недружественным шагом», направленным против российской адвокатуры.
Сама идея, что представлять интересы в суде должны те, кто имеет достаточную квалификацию, хорошая. Так считает член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Пастухов. Но и он отметил, что передавать властные полномочия какому бы то ни было общественному объединению – это странное предложение. «Как член СПЧ, я буду поднимать вопрос по этому законопроекту ни выносить его на обсуждение Комиссии по судебной реформе Совета по правам человека», – пообещал Пастухов.
Он высказал свое недоумение и по поводу иностранцев, которые хотят быть представителями в России. Законопроект заставляет их всех тоже получать аккредитацию, а это противоречит обязательствам России перед ВТО не создавать различия в допуске к оказанию правовых услуг.
Почему реализация публичных полномочий должна осуществляться в отношении тех лиц, которые не являются членами объединения? Я понимаю, когда адвокатура в соответствии с Законом об адвокатской деятельности устраивает экзамен для своих членов и результатом этого экзамена является допуск для работы по профессии. Это абсолютно логично. Но осуществление публичных полномочий в отношении неопределенного круга лиц, никак не связанных с этим общественным объединением… Мне кажется, что это совершенно неправильно", – высказался Пастухов.
Положительно о законопроекте высказывается Ассоциация юристов России. Ее председатель правления Владимир Груздев видит «неоспоримый плюс» в том, что ассоциация будет допускать юристов к представительству. «Это защитит права россиян, которые должны быть уверены в том, что получают квалифицированную юридическую помощь. Это общемировая практика», – сказал он.