Госдума в среду одобрила во втором чтении поправки в проект федерального конституционного закона о создании дисциплинарного судебного присутствия, который был внесен президентом РФ Дмитрием Медведевым.
Законопроект направлен на регулирование порядка создания, определение полномочий и процедуры деятельности Дисциплинарного судебного присутствия, в которое будут избираться по три судьи от Верховного суда (ВС) РФ и от Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ.
Как сообщил глава думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, ко второму чтению на этот проект закона поступило восемь поправок и все они были рекомендованы к принятию.
В частности, поправками изменяется возраст кандидатов, которые могут быть избраны в новый судебный орган — нижняя возрастная планка понижается с 45 до 40 лет, а верхняя, наоборот, увеличивается, с 60 до 65 лет. При этом стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде Российской Федерации или в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации должен составлять не менее пяти лет.
Кроме того, ко второму чтению расширен перечень судей, кандидатуры которых не могут предлагаться в качестве кандидатов в дисциплинарное судебное присутствие: помимо судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ и в состав Совета судей РФ, туда не могут выдвигаться председатели ВС РФ и ВАС РФ, а также их заместители.
При выдвижении кандидатов в члены дисциплинарного судебного присутствия соблюдается конкурсный подход — не менее двух претендентов на одну вакансию.
Согласно тексту законопроекта ко второму чтению, срок полномочий членов дисциплинарного судебного присутствия составляет три года, и они не могут избираться в этот орган более двух сроков подряд.
Принятыми во втором чтении поправками уточняются и задачи дисциплинарного судебного присутствия. Так, помимо того, что этот судебный орган будет рассматривать дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, он также будет рассматривать обращения на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.
По результатам рассмотрения таких жалоб и обращений члены дисциплинарного судебного присутствия принимают мотивированные решения об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей, об удовлетворении обращения и прекращении полномочий судьи либо об отказе в удовлетворении жалобы или обращения.
Законопроектом определяется и порядок рассмотрения членами этого органа материалов о прекращении полномочий судей и принятия по ним решений. Решения дисциплинарного судебного присутствия являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Депутаты сегодня также одобрили во втором чтении два сопутствующих законопроекта, которые носят технический характер и вносят в законодательство необходимые для обеспечения работы дисциплинарного судебного присутствия изменения:
- "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о дисциплинарной ответственности судей" (в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия в качестве специализированного судебного органа, уполномоченного на принятие окончательных решений по жалобам (обращениям) на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков). Законопроект был принят в 1 чтении 11.09.09 с названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства Российской Федерации в части дисциплинарной ответственности судей";
- "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьи 4 и 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия в качестве специализированного судебного органа, уполномоченного на принятие окончательных решений по жалобам (обращениям) на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков). Законопроект был одобрен в 1 чтении 11.09.09 с названием "О внесении изменений в статьи 8 и 13 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и в статьи 4 и 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".