Сегодня Конституционный Суд РФ признал, что в действующем законодательстве не установлен правовой механизм, который равным образом обеспечивал бы предоставление жилья инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до и после 1 января 2005 года. Об этом сообщила пресс-служба КС.
Напомним, поводом к рассмотрению дела явились запрос Курчатовского городского суда (Курская область) и жалобы граждан Жестикова Александра Владимировича и Мягчило Петра Ульяновича, которым было отказано в выдаче государственных жилищных сертификатов на том основании, что они встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года.
7 октября 2009 года Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности положений пункта 2 части 1 статьи 14 и пункта 1 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Эти нормы предусматривают однократное обеспечение жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, если они получили заболевания, стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы или участвовали в ликвидации ее последствий в порядке, установленном Правительством РФ. А вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.
По мнению заявителей А.В.Жестикова и П.У.Мягчило, оспоренные нормы ставят представителей одной и той же категории граждан (тех, кто подвергся радиационному воздействию) в неравные условия. Они утверждают, что обеспечение жильем "чернобыльцев" — это льгота, направленная на компенсацию вреда, причиненного их здоровью в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и неправомерно ставить ее предоставление в зависимость от того, когда эти граждане встали на жилищный учет.Той же позиции придерживается и Курчатовский городской суд. В его производстве находится дело Литаврина Николая Андреевича, который принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Администрации города Курчатова отказала ему в выдаче жилищного сертификата, и он обжаловал этот отказ в городском суде.
По мнению КС, вред, причиненный гражданам во время чернобыльской катастрофы, связан с использованием государством ядерной энергии. Этот вред по масштабам и числу пострадавших является реально невосполнимым. Следовательно, государство должно принять на себя обязанность по предоставлению денежных и других материальных компенсаций. Меры социальной поддержки должны быть направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к медицинским, транспортным, жилищно-коммунальным услугам, лекарственному обеспечению, занятости и получению образования с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
При установлении нового правового регулирования, законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Законодатель обязан сохранять, а, по возможности, повышать ранее достигнутый уровень социальной защиты.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ был изменен порядок обеспечения жильем инвалидов-чернобыльцев и участников ликвидации последствий катастрофы. В результате те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, оказались лишены надлежащих гарантий, обеспечивающих реальную возможность получения жилья и жилищных субсидий, которую имеют граждане той же категории, принятые на учет до 1 января 2005 года.
Именно поэтому оспоренные нормы, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом обеспечивал бы предоставление жилья инвалидам-"чернобыльцам" и участникам ликвидации последствий катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты, не соответствуют Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3).
Правоприменительные решения, принятые по делам граждан Жестикова Александра Владимировича и Мягчило Петра Ульяновича, подлежат пересмотру, постановил КС.