Коллегия Верховного суда РФ сегодня вечером смягчила приговор в отношении осужденного по делу об убийстве первого зампреда Центробанка РФ Андрея Козлова Максима Прогляды. Ему придется провести в колонии не 24 года, а 22. Всем остальным осужденным приговор Мосгорсуда оставлен без изменений, кассационная жалоба без удовлетворения, сообщает из зала суда корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Адвокаты осужденных по делу об убийстве первого зампреда Центробанка России Андрея Козлова требовали в ВС РФ отправить дело на новое рассмотрение на стадии предварительного слушания. В то же время прокуроры и адвокат потерпевшей, вдовы зампреда ЦБ РФ Екатерины Козловой, настаивали на том, что кассационная жалобы должна быть оставлена Верховным судом РФ без удовлетворения.
Все как один, адвокаты осужденных настаивали на том, что приговор Мосгорсуда должен быть отменен, а само дело должно быть отправлено на новое рассмотрение со стадии предварительного слушания, то есть с самого начала. Защита осужденных отмечала большое количество нарушений, которое допустила судья Мосгорсуда Наталья Олихвер при вынесении приговора.
"Следствие установило, что Борис Шафрай получил от Лианы Аскеровой конверт, в котором лежали 220 тысяч долларов, и передал их Погоржевскому. Сам же Шафрай денег не брал. Кроме того, позже он оказывал следствию помощь, и это было заявлено следствием. Однако на суде судья заявила, что такого не было", — заявил адвокат Бориса Шафрая Гари Мирзоян.
В итоге Борис Шафрай был приговорен к 14 годам заключения.
"То, что творила судья Наталья Олихвер, было издевательство над законом. Либо это незнание закона, значит, Олихвер – плохая судья, либо это делалось сознательно. Стороны в процессе были не равны, осужденные не могли представить доказательства в полном объеме", — утверждал Гари Мирзоян.
О большом количестве нарушений УПК, допущенных Мосгорсудом, говорила и адвокат Лианы Аскеровой Карина Гарибян.
"Когда Алексея Френкеля удалили на 1,5 месяца из зала, были нарушены права не только Френкеля, но и Аскеровой, поскольку в это время опрашивались свидетели по делу. Нужны были пояснения от Френкеля", — отметила Карина Гарибян.
Вторая адвокат Лианы Аскеровой Анна Берчиева в ходе заседания заявила ходатайство об изменении меры пресечения для своей подзащитной – под залог. Данное ходатайство было заявлено, так как Аскерова тяжело больна. Однако в присутствии прессы адвокат не стала называть заболевание.
Данное ходатайство было приобщено к делу.
Адвокат Алексея Френкеля Дмитрий Хорст, выступая в Верховном суде РФ, отметил, что "в Мосгорсуде девять месяцев творилась правовая вакханалия, Френкелю не давали защищаться в принципе".
"Дело слушалось со множеством нарушений. Мне не дали возможности подготовиться к защите, я не с самого начала в процессе. В деле 60 томов. А мне дали на подготовку всего два дня. В итоге Алексея Половинкина приговорили к пожизненному заключению", — отметил адвокат Половинкина Александр Чернов.
По его словам, в ходе судебных заседаний не оглашались многие документы.
"Был приглашен судебно-баллистический эксперт. Однако его опрашивали не как эксперта, а как свидетеля по делу. Естественно, он не могу ничего сказать", — отметил Александр Чернов.
В то же время другая сторона – прокуроры и защита потерпевшей отмечают, что, наоборот, приговор Мосгорсуда отмене не подлежит, так как осужденные понесли заслуженное наказание.
"Судья была образцом выполнения долга. А сторона защиты осужденных ее провоцировали, вели себя неподобающим образом", — отметил адвокат Екатерины Козловой Андрей Портнов.
По его словам, он уже давно работает, но это был самый грязный процесс за всю его практику – безобразно вели себя именно осужденные и их защита.
Прокурор Гюльчахра Ибрагимова отметила, что судья Мосгорсуда Наталья Олихвер работала в соответствии с УПК РФ, а жалоба на несправедливое наказание является необоснованной. Осужденные вели себя вызывающе, провоцировали судью на строгие меры.
Напомним, что первый заместитель председателя Центробанка России Андрей Козлов и его водитель были убиты вечером 13 сентября 2006 года в Москве. В октябре того же года по этому уголовному делу были задержаны исполнители убийства, а в ноябре- декабре — посредники. Всего на скамье подсудимых находилось семь человек.
28 октября 2008 года коллегия присяжных Мосгорсуда признала виновными всех фигурантов дела. Приговор был вынесен 13 ноября прошлого года. Суд не в полной мере удовлетворил требования обвинения, настаивавшего на пожизненном заключении для Френкеля, при этом приговорив к нему другого фигуранта дела — Алексея Половинкина. Френкелю было назначено 19 лет лишения свободы, посредникам — Лиане Аскеровой и Борису Шафраю — 13 и 14 лет лишения свободы соответственно. Остальные фигуранты дела получили сроки от 6 до 24 лет лишения свободы: Богдан Погоржевский признан виновным в убийстве и незаконном хранении оружия и проговорен к 6 годам колонии, Максим Прогляда осужден на 24 года, Александр Белокопытов приговорен к 10 годам заключения. Всем осужденным, кроме Аскеровой, предстоит отбывать наказание в колонии строгого режима, единственная же женщина, фигурировавшая в деле, в соответствии с законом будет находиться в колонии общего режима. Суд также удовлетворил иск отца погибшего банкира к подсудимым о взыскании с них 10 миллионов рублей в качестве компенсации морального ущерба. Френкелю, Прогляде и Половинкину предстоит выплатить по два миллиона, остальным — по одному.
По данным следствия, Френкель имел отношение к созданию финансово-кредитных учреждений, в частности, "ВИП-Банка" и "Содбизнесбанка". Обвинение считало, что в результате деятельности Козлова по лишению лицензий банков, нарушавших закон об отмывании денег, обвиняемый "нес многомиллиардные убытки".