Если вас остановил инспектор ГИБДД и обвиняет в нарушении правил, спорить нет смысла — неважно, нарушили вы что-то или нет. Шансы отстоять свои права в суде призрачны, свидетельствует статистика, полученная "Ведомостями".
В Москве ГИБДД выигрывает подавляющую часть судебных споров с водителями. По данным Мосгорсуда, за девять месяцев 2009 г. мировым судьям поступило 62 587 дел об административных нарушениях в области дорожного движения, по 51 950 делам (83%) виновные привлечены к административной ответственности. В районных судах спорить с ГИБДД еще труднее: из 9629 дел не в пользу водителей разрешено 9085 (94%).Но даже те 17% и 6% дел, по которым водителям удалось избежать наказания, еще не говорят о количестве споров, которые водители выиграли. Сюда входят и дела, прекращенные по формальным основаниям, а также возвращенные автоинспекции — например, для устранения недостатков. Точных данных о том, сколько побед в судах остается за водителями, нет, потому что в судебной статистике просто не существует такого показателя, утверждает зампредседателя Мосгорсуда Алексей Дмитриев.
Самые распространенные правонарушения — это превышение скорости, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, отказ от медицинского освидетельствования и выезд на встречную полосу. Большая часть поступающих из ГИБДД материалов — в компетенции мировых судей, поясняет пресс-служба Мосгорсуда. В районную инстанцию такие дела попадают лишь в особых случаях — например, когда по делу проводится административное расследование.
ГИБДД выигрывает судебные споры чаще, потому что в суд поступают дела по уже установленным фактам нарушений, объясняет Дмитриев. "Очень часто водитель сам подтверждает в протоколе, составленном на месте: “Да, нарушил, но по такой-то причине”. А уже потом, когда понимает, что наказание будет строгим, начинает факт нарушения оспаривать", — говорит судья.
Представитель ГИБДД Москвы до момента сдачи номера в печать так и не смог ответить на запрос, чем вызван такой большой процент побед инспекторов в судах и являются ли итоги рассмотрений в судах критерием работы автоинспекции.
Число выигранных водителями в первой инстанции дел стремится к нулю, считает президент Коллегии правовой защиты Виктор Травин. Он уверен, что столичные суды действуют по четкой установке: автоинспектор всегда прав.
Косвенно это подтвердила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, заявив, что суд верит слову милиционера против слова водителя, напоминает он.
Личный рекорд Травина — 24 свидетеля против одного сотрудника ДПС. "Речь шла о том, что дама якобы не уступила дорогу милицейскому автомобилю. Суд, естественно, встал на сторону милиционера", — вспоминает Травин.
Между тем, недавно в Брянской области был вынесен обвинительный приговор инспектору дорожно-патрульной службы ОГИБДД ОВД по Гордеевскому муниципальному району Брянской области Максиму Дубинину. Он признан виновным в совершении 12 эпизодов служебного подлога путем внесения заведомо ложных сведений в официальные документы (ч.2 ст.292 УК РФ), сообщила пресс-служба СКП РФ. Судом и следствием установлено, что в феврале-марте 2009 года Дубинин неоднократно совершал преступные действия по фальсификации постановлений-квитанций о наложении административного штрафа с внесением в них заведомо ложных сведений о совершенных административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения).