В пятницу арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Райффайзенбанка к московскому управлению Роспотребнадзора и признал незаконным постановление ведомства о привлечении банка к ответственности за нарушение прав потребителей, сообщает «Коммерсантъ».
Постановление Роспотребнадзора было вынесено по жалобе клиента, которого банк "не уведомил должным образом" об изменениях тарифов и ставок. Клиенту показалось недостаточно объявлений о смене тарифов на сайте и в отделениях. Такую же позицию занял и Роспотребнадзор, настаивающий на индивидуальном информировании клиентов по почте или телефону.
В то же время аналогичное решение по делу "Русского стандарта" вынес Волгоградский областной суд. 10 сентября банк оспорил в нем как в кассационной инстанции июньское решение суда первой инстанции. Тогда суд признал правомерными претензии волгоградской прокуратуры о необходимости индивидуального информирования клиентов о смене тарифов и ставок. Теперь суд встал на сторону банка и отменил решение нижестоящей инстанции.
Таким образом, суды фактически признали индивидуальное информирование клиентов банков необязательным, что, по словам экспертов, противоречит намерениям ФАС. Однако, юристы считают, что отсутствие нормативно закрепленной обязанности банков информировать клиентов индивидуально не гарантирует им в дальнейшем победы в суде. Многое будет зависеть от качества обоснования своей позиции регуляторами. "Если ФАС придется судиться с банками, то служба будет апеллировать не к закону о защите прав потребителей, как прокуратура или Роспотребнадзор, а к закону о защите конкуренции, — говорит адвокат Евгений Ращевский. — Поэтому исход разбирательства с участием ФАС может быть иным".