Cегодня депутата Московской областной думы Василия Дупака, по не совсем понятным причинам удерживаемого в следственном изоляторе, доставили в больницу с инсультом. Это произошло после того, как судья Можайского городского суда Виктор Хлюстов на днях снова (уже в третий раз!) продлил срок содержания Василия Дупака под стражей. На этот раз - на три месяца, до 15 марта 2010 года (таким образом в общей сложности срок ареста составит 6 месяцев). Чем мотивировано такое решение, не совсем ясно, так как больше причин, почему такого решения не должно быть.
Во-первых, то, в чем изначально обвинялся Василий Дупак и почему, собственно, был взят под стражу, уже не соответствует действительности. В 2008 году ему инкриминировалось сокрытие от налогообложения доходов ЗАО "Племзавод "Петровское", директором которого он является.
Однако на заседании Арбитражного суда Московской области выяснилось, что крупная недоплата возникла из-за бездействия налоговой инспекции: она не хотела зачитывать в счет предстоящих платежей по налогу на имущество и транспортному налогу переплату по налогу на имущество, которая числилась за племзаводом. Арбитражный суд Московской области своим решением от 23 апреля 2009 года № А41-3669/09 (карточку дела можно посмотреть здесь) обязал налоговую инспекцию сделать такой зачет, и в результате у племзавода нет никакой недоплаты налогов в крупном размере. Более того, все еще числится переплата (это следует из жалобы адвоката Василия Дупака, это утверждает и жена обвиняемого Татьяна Дупак).
Несмотря на это, депутата продолжают держать под стражей (за какое преступление? Которого не было?), а дело о неуплате налогов все еще не закрыто.
Во-вторых, к нему применены, по сути, две меры пресечения: нахождение под стражей (об этом мы уже знаем) и залог в сумме 1,5 млн. рублей (применить его обязала своим определением судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда). Это противоречит и нормам УПК, и Конституции РФ, а также Международной конвенции о защите прав человека и основных свобод.
И наконец, последний аргумент не в пользу содержания под арестом — критическое состояние здоровья Василия Дупака. У него гипертония 4 степени (давление максимально завышено), он дважды перенес инфаркт, страдает ишемической болезнью сердца. Все это было известно следователю К. Акименко и судье В.Хлюстову 19 месяцев назад (когда началось следствие), известно и сейчас. Как сообщила жена депутата Татьяна Дупак, улучшения состояния здоровья в последнее время не наблюдалось. Побывав на свидании у мужа в середине декабря 2009 года, она вышла из следственного изолятора в удрученном состоянии. По ее словам, давление у Василия Дупака подскакивает порой до 230/110, резко упало зрение, открылась язвенная болезнь.
Удивительно: чтобы принять решение о продлении содержания депутата Мособлдумы два дня назад, судья Можайского городского суда выезжал в следственный изолятор, так как сам Василий Дупак прийти в суд не смог. Но, видно, судье В. Хлюстову Василий Дупак показался вполне здоровым и бодрым…А кто теперь ответит за его инсульт?
Даже не обязательно быть юристом, адвокатом, следователем, прокурором или судьей, чтобы задать себе вопрос: на каком основании депутат, довольно пожилой человек (ему 62 года), имеющий тяжелые хронические заболевания и не понято в чем обвиняемый, вот уже 1,5 года находится под следствием и пребывает под стражей?!
А как же статьи 97, 99 УПК РФ, а также пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 05 марта 2004 года "О применении судами УПК РФ", пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года "О применении судами норм УПК РФ"?! Знают о них в следственном комитет и в суде г. Можайска? Ведь в тех нормах сказано, что арест можно применять лишь в том случае, если невозможно применить более мягкую меру пресечения. А также что подозрения в преступлении недостаточно для содержания под стражей, нужны более весомые обстоятельства. И что надо учитывать возраст и состояние больного, вынося решение об аресте.
Разве совершал Василий Дупак преступления, связанные с покушением на человеческую жизнь? Нет. Так почему же к нему применена именно такая мера пресечения?! Разве нет у депутата Мособлдумы серьезного заболевания, которое должно отрезвить следователя и судью? Есть! В чем он, собственно, обвиняется, понятно? Нет!
И несмотря на все это, человек продолжает пребывать под стражей, находясь на грани жизни и смерти. И ни судье подмосковного Можайска, ни следователю нет дела, видимо, ни до УПК, ни до постановлений Пленума ВС РФ, ни до жизни и судьбы человека.
Недавняя смерть юриста Магнитского в следственном изоляторе, как ни страшно об этом говорить, в свете всего, что сказано выше, кажется даже закономерностью…
Пока такое возможно, пока конкретные следователи и юристы не будут отвечать за свои действия и за жизнь тех, кого они удерживают под стражей (причем безосновательно!), никакие призывы Президента РФ и заявления главы СКП РФ о применении ареста лишь к действительно опасным для общества преступникам (а не к обвиняемым в экономических преступлениях) будут лишь сплошным сотрясанием воздуха. И не совсем виновные люди будут страдать, рискуя своей жизнью, в следственных изоляторах.
Право.Ru будет следить за развитием событий и более подробно расскажет об этом деле в ближайшее время.