Споры между командами президента и премьера в 2009 году впервые вышли на публику. Неугодные одной из сторон законопроекты пересматривали, а от кадровых перестановок отказывались, пишут "Ведомости".
По некоторым законам споры были затяжными, а позиции сторон — прямо противоположными. Самый яркий пример — правительственный закон о торговле. В первом чтении его приняли по личной просьбе премьера Владимира Путина, но ГПУ президента и его помощник Аркадий Дворкович дали отрицательное заключение, назвав основные положения "сомнительными с правовой точки зрения". Второе чтение переносили трижды. Выиграло спор правительство, и вчера Дмитрий Медведев закон подписал.
В некоторых случаях верх, наоборот, одерживал Кремль: 8 ноября Совет Федерации по требованию администрации отклонил и вернул на доработку закон о повышении с 2010 г. базовой ставки транспортного налога вдвое. Личная поддержка президента (он несколько раз требовал его принятия) потребовалась и закону об отмене ареста подозреваемых в налоговых преступлениях: его летом 2009 года предложили единороссы, но против были МВД и прокуратура.
Противоречия выявились и в кадровых вопросах. Единороссы с подачи Кремля пытались лишить сенаторских полномочий Людмилу Нарусову, хотя она считается человеком Путина, к которому и обратилась за поддержкой. После многих переносов заседания парламент Тувы полномочия Нарусовой продлил. Периодически обострялось и противостояние между Следственным комитетом при прокуратуре, председатель которого Александр Бастрыкин ориентирован на окружение премьера, и Генпрокуратурой, занимающей более нейтральную позицию. Оно коснулось громких уголовных дел (Александра Бульбова и Сергея Сторчака), а в конце года увенчалось неудачной попыткой Генпрокуратуры уволить начальника Следственного управления СКП по Москве Анатолия Багмета.
При этом продолжала функционировать сложившаяся в первый год появления тандема система двух ключей: когда все ключевые вопросы — и кадровые, и экономические, и политические — решаются при двойном одобрении Путина и Медведева. Опрошенные политики и чиновники признают: возникающие споры — это не противоречия между самими первыми лицами, а конфликт их окружений, конкретных госслужащих, отстаивающих свои интересы.
Ни один из споров не переходил в публичные обвинения. Первый вице-премьер Зубков, комментируя конфликт вокруг закона о торговле, назвал лишь неких загадочных "лоббистов" и их "поползновения что-то там изменить". Лишь вице-президент РСПП Игорь Юргенс, руководитель опекаемого Медведевым Института современного развития, в интервью Reuters заявил, что у Путина есть риск превратиться "в нового Брежнева", и предложил двум командам прямо конкурировать на выборах в 2012 году.
Сама система, когда рычаги принятия решений находятся в руках у двух людей, располагает к тому, что количество таких конфликтов со временем будет увеличиваться, уверены собеседники из правительства и Госдумы. Приближение выборов 2012 года., когда Путин и Медведев, по их признанию, должны будут "договориться", увеличивает вероятность более открытого противостояния команд.