Минздрав планирует лишать медиков работы за общение с фармкомпаниями.
Свою концепцию регулирования отношений на фармацевтическом рынке разработало Министерство здравоохранения. В отличие от версии ФАС, представленной в конце прошлого года, всю ответственность за "внеуставные отношения" министерство планирует возложить на самих врачей. Участники рынка предупреждают, что своими инициативами ведомство не столько защитит врачей от ангажированности определенными фармкомпаниями, сколько ударит по производителям рецептурных препаратов, которые могут продвигать свою продукцию только через медиков. Чтобы избежать потерь от продаж, фармкомпании будут общаться с врачами во внерабочее время.
Регулированием отношений медиков и фармпредставителей ведомства озаботились осенью 2009 года, после того как о необходимости прекратить "порочную практику" лоббирования врачами крупных компаний заявил премьер-министр Владимир Путин. Первой на призыв отреагировала ФАС, предложившая прописать ограничения для фармкомпаний в законопроекте "Об обращении лекарственных средств", для медработников — в основах законодательства по охране здоровья граждан.
Минздравсоцразвития выступило с более мягким вариантом. Согласно концепции министерства, изменения будут внесены только в закон об охране здоровья граждан и регламентируют только деятельность врачей и аптечных работников. Им будет запрещено общаться с представителями фармкомпаний в рабочее время и принимать взятки, под которыми министерство понимает подарки, деньги и оплату развлечений.
Помимо этого медики не смогут посещать семинары определенных компаний, пользоваться готовыми бланками или сувенирами фармацевтических компаний. Врачам запрещено заключать соглашения с производителями лекарств о продвижении их препаратов. Кроме того, Минздрав будет следить за тем, чтобы пациентам предоставляли полную информацию о взаимозаменяемых препаратах. То же самое касается и работников аптечных учреждений.
Нарушение этих норм будет грозить рядовым медикам штрафом в 10-30 тысяч рублей или дисквалификацией до двух лет. Для должностных лиц предусмотрен штраф 30-50 тысяч рублей или дисквалификация на тот же срок. По данным журналистов, этот законопроект уже поступил на рассмотрение в правительство.
Общение с фармпредставителями важно для самих медиков, говорит гендиректор "Комкон-Фарма" Олег Фельдман. "Зачастую компании являются единственным источником сведений о новых препаратах", — поясняет он. Для производителей рецептурных препаратов врачи — это основной канал распространения информации о продуктах, добавляет директор по исследованиям "Фармэксперта" Давид Мелик-Гусейнов. "Таких сложностей нет только у компаний, продвигающих препараты исключительно по госзакупкам", — уточняет он.
По словам гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, услугами медпредставителей пользуются все крупные компании. "В условиях сокращения рекламных бюджетов распространение информации об инновационных препаратах будет затруднено", — считает г-н Шуляк.
В то же время эксперты отмечают, что законодательная инициатива хотя и ограничит рынок сбыта, но не запретит фармпредставителям общаться с врачами. "Компании найдут способ донесения информации до врачей", — уверен г-н Мелик-Гусейнов. К примеру, если представителям будет запрещено общаться с медиками на работе, их будут довозить на такси и общаться по дороге или встречать во внерабочее время. "Сложности заставят компании быть более креативными", — замечает он.
Фармкомпании пока заняли выжидательную позицию. Президент "Астразенека Россия" Фредерик Жирар рассказал, что основная миссия медпредставителей компании — просветительская. "Мы всегда работали и работаем, строго соблюдая Кодекс маркетинговой практики AIPM, членом которой мы являемся", — пояснил г-н Жирар. По его мнению, запрет на посещение медпредами врачей снизит качество услуг в сфере здравоохранения. Начальник управления корпоративного развития компании "Нижфарм" Иван Глушков уверен, что возможность сотрудничать с врачами у фармпредставителей в любом случае останется. Г-н Глушков не стал детально обсуждать последствия введения ограничений, пока не будут ясны "все нюансы".