Как сообщалось накануне, в Мосгорсуде вчера прошло совещание по итогам работы прошлого года. После его завершения председатель Мосгорсуда Ольга Егорова ответила на вопросы.
- В прошлом году сняли с должностей председателя Тверского райсуда Ольгу Сергееву и Мещанского — Владимира Прощенко. С чем это связано? С работой не справлялись?
- На Тверской суд было столько жалоб, что мы решили: будет целесообразнее найти председателю другую работу. Председатель Мещанского суда не справился с административной работой. Очень мягким человеком оказался, спросить с других не мог. Он остался судьей того же суда. Есть и обратные примеры. Судья Мосгорсуда Дмитрий Фомин, который рассматривал дело майора Дениса Евсюкова и сегодня вынесет по нему приговор, недавно был назначен моим заместителем по уголовным делам.
-Тверской суд выносил решение об аресте юриста Сергея Магнитского, который скончался в СИЗО. Замена председателя как-то связана с этим?
- Нет, не связана. Арест Магнитского и продление ему сроков содержания под стражей были абсолютно обоснованными. Вынося решения, Тверской суд установил, что он обвинялся в тяжком преступлении, мог скрыться от следствия за границу, куда скрылись два других фигуранта дела. И все это было отражено в решении суда. А вот в решении Басманного суда об аресте следователя СКП Гривцова никаких обоснований для избрания данной меры пресечения приведено не было, поэтому мы в кассации его отменили, и следователь был освобожден из-под стражи.
- Считается, что если СКП или следственный комитет при МВД обратились в свои по территории суды — Басманный или Тверской — с ходатайствами об аресте, то они чуть ли не автоматически будут удовлетворены. Были случаи, когда следствию отказывали в избрании данной меры пресечения?
- В прошлом году судами Москвы было рассмотрено 15 144 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. И почти в тысяче случаев следствию в арестах было отказано. Поэтому говорить о том, что суды и следствие действуют заодно, никак нельзя.
- Вы удовлетворены качеством следствия по тем делам, которые поступают на рассмотрение судов?
- Следствие у нас молодое, еще растет, но в целом качество расследования стало лучше. Например, в прошлом году судами органам предварительного следствия было возвращено 500 дел, на 200 меньше, чем в позапрошлом году.
- Однако на совещании вы сказали, что милиция, что называется, продолжает рубить палки.
- А чем еще можно объяснить, например, рост уголовных дел по 319-й статье УК (оскорбление представителя власти). За год более тысячи таких дел, и обвиняемые, что особенно странно, признают себя виновными и с готовностью оплачивают штрафы, не обжалуя административные наказания.
- С 1 июля вступает в силу закон об открытости правосудия. Решения, вынесенные судами, будут вывешиваться на их сайтах в интернете. В Мосгорсуде подобная система уже работает. Готовы ли к ней районные суды?
- Сегодня на совещании судей мы как раз обсуждали этот вопрос, и я сказала судьям, что с июля люди смогут полюбоваться, что вы там (в постановлениях, приговорах) понаписали, подчистили, исправили… К сожалению, до сих пор иногда выносятся решения с ошибками, с копированием обвинительных заключений… Есть и вообще дикие случаи. Например, один судья за два года вынес около 200 решений, которые затем были отменены.
- Кунцевский райсуд вынес уже более сотни решений о сносе домов в "Речнике". Потом началась генпрокурорская проверка. Означает ли это, что те, до кого не добрались бульдозеры, могут спать спокойно?
- Суды никаких мораториев на "Речник" не объявляли. Заочные решения судов о сносе домов, вокруг которых сейчас особенно много споров, могут быть отменены и направлены на новое рассмотрение, если выяснится, что владельцев этих домов должным образом не известили о судебных разбирательствах… Но вы себе даже представить не можете, какую работу пришлось провести для того, чтобы установить, кто в этом "Речнике" живет и кто там чем владеет. Устанавливали даже камеры, которые фиксировали номера въезжавших туда машин, чтобы, пробив их, установить так называемых собственников. Сами же они по понятным причинам старались держаться в тени. Сейчас все судебные решения по "Речнику" вступили в законную силу. Отменены они могут быть только соответствующим постановлением президиума Мосгорсуда. У граждан всегда есть возможность обратиться с соответствующими требованиями в надзорную инстанцию.