Артемьев: "Самолет радоваться должен, скидки делать, чтобы полетело больше народу"

ФАС уже седьмой месяц проверяет ценообразование на авиаперевозки.

Летом прошлого года глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев пообещал проверить систему формирования цен на авиабилеты и разобраться с непрозрачной системой такс и сборов, невозможностью вернуть некоторые виды билетов и т.д. Но воз и ныне там. В самом ведомстве говорят, что проверка продолжается. А в авиакомпаниях парируют, что сотрудников ФАС до сих пор не видели.

Авиакомпании уверяют, что основной вклад в изменение цен на авиабилеты вносят цены авиатоплива. Но в июне 2009 года Игорь Артемьев заявил, что, несмотря на падение стоимости топлива на 15%, стоимость билетов упала лишь на 5-7%. При этом претензии главы антимонопольного ведомства вызвали входящие в окончательную стоимость перелета таксы и сборы. "Это то же самое, что скрытая комиссия банков, когда тебе объявляют 15%, а реально с тебя берут 70%", — сравнивал он.

Несправедливым, по мнению главы ФАС, является и удорожание билетов по мере приближения даты полета. "Почему, когда я позже покупаю, дороже, я не понимаю. Он бы (самолет) полетел пустым, а я ему деньги принес. Он радоваться должен, скидки делать, чтобы полетело больше народу", — говорил Игорь Артемьев. К сентябрю 2009 года претензии ФАС стали более конкретными. Продажа авиабилетов, которые невозможно сдать при отказе от полета, не соответствует нормам Воздушного кодекса РФ, говорил Игорь Артемьев, отмечая, что в отношении авиаперевозчиков не исключены штрафные санкции.

Но, как рассказал и.о. начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг, эти проверки все еще продолжаются и, когда они закончатся, информации нет. Между тем источники в Росавиации утверждают, что запросы от антимонопольщиков по этим вопросам к ним не приходили. В авиакомпаниях также затрудняются ответить на вопрос, идет ли в их отношении соответствующая проверка ФАС.

С точки зрения авиабизнеса претензии совершенно не оправданны, разная стоимость тарифов, штраф за возврат — это мировая практика и реальный способ повысить доходность авиакомпаний, говорит глава отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. По его мнению, отмена этих возможностей однозначно приведет к росту цен авиаперевозок. "Другое дело, что наше законодательство, защищающее права потребителей, не соответствует реальной ситуации в мире", — отмечает он.

Впрочем, громкие заявления ФАС — уже привычная картина последних лет. Однако даже своих "любимых" монополистов, нефтяников, ведомство пока не может заставить беспрекословно выполнять его предписания. Размер претензий к ним достиг уже 25 миллиардов рублей, но, пройдя судебные круги, компании в прошлом году заплатили лишь немногим больше 200 тысяч рублей. В самом ведомстве, правда, говорят, что штрафы не самоцель. Главное, что теперь компании не игнорируют ФАС, а активно участвуют в разработке решений, направленных на оздоровление конкуренции.

Новости партнеров

На главную