В Москве вчера задержали освобожденного в минувшую субботу бывшего первого замминистра финансов Московской области, владельца финансовой компании "Горизонт" и издательского дома ООО "Артмедиа Групп" Валерия Носова. Он, а также находящиеся в международном розыске бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов, его супруга, президент ООО "РИГрупп" Жанна Буллок, и гендиректор ООО "Русская инвестиционная группа" Дмитрий Котляренко подозреваются в нанесении ущерба бюджету Подмосковья на сумму 25 миллиардов рублей путем мошенничества. Ранее следствие отказалось от ареста господина Носова по делу о вымогательстве 80 миллионов рублей.
Валерия Носова вчера вызвали на очередной допрос в следственный комитет при МВД России. Как уже сообщалось, в минувший четверг прилетевшего из Лондона экс-чиновника задержали сотрудники ОВД Западного округа Москвы, заподозрившие, что он являлся организатором вымогательства долга в размере 80 миллионов рублей у основного акционера девелоперской фирмы "Энергоконсалт" Владимира Бородкина. Двух участвовавших в выбивании долга чеченцев арестовал суд, а ходатайствовать о взятии господина Носова под стражу не стало само следствие. Однако на свободе он все равно не задержался.
"Я пытался предупредить своего клиента о том, что у правоохранительных органов есть установка на его задержание, однако он посчитал, что если следствие в прошлый раз ограничилось подпиской, то и сейчас обойдется",- сказал его адвокат по делу о вымогательстве Мурад Мусаев. Адвокат особо подчеркнул, что господин Носов все это время неукоснительно соблюдал требования следствия, что его, в общем-то, и подвело.
В следственном комитете при МВД России информацию о задержании господина Носова официально не подтвердили, но и не опровергли. В свою очередь, руководитель пресс-службы департамента экономической безопасности (ДЭБ; осуществляет оперативное сопровождение по делу) МВД Андрей Пилипчук сообщил, что экс-замминистра задержан на двое суток по 91-й статье УПК. По сведениям источников, близких к следственному комитету, на этот раз следствие собирается обратиться в суд с ходатайством об аресте господина Носова.
Как стало известно, новое уголовное дело, одним из основных фигурантов которого является господин Носов, было возбуждено 12 февраля этого года по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой). Следствие считает, что господин Носов совместно с бывшим министром финансов Московской области Алексеем Кузнецовым, его женой, президентом американской корпорации RIGroup Жанной Буллок, и генеральным директором ООО "Русская инвестиционная группа" Дмитрием Котляренко, в 2007-2008 годах нанесли бюджету Московской области ущерб на 25 миллиардов рублей.
Это уголовное дело связано с Московской областной инвестиционной трастовой компанией (МОИТК; принадлежит правительству области). Напомним, что этой структуре власти Подмосковья выделяли деньги на погашение задолженностей по ЖКХ, но вместо этого, по данным следствия, они уходили на счета подставных фирм и в офшоры. В конце прошлого года в рамках того дела следственный комитет при прокуратуре РФ предъявил заочное обвинение в хищении из бюджета Подмосковья и отмывании более 3 миллиардов рублей Алексею Кузнецову, а также бывшим гендиректору МОИТК Владиславу Телепневу и начальнику отдела финансирования государственных программ этой компании Светлане Шаталиной.
Между тем, 1 марта президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, касающийся применения залога в отношении обвиняемых в экономических преступлениях. Соответствующие изменения предлагается внести в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, говорится в материалах Госдумы. Президент России решил отменить уголовную статью "Лжепредпринимательство", снизить срок заключения за легализацию денежных средств и вшестеро повысить пороги ущерба при назначении наказания. Тем самым Медведев выполнил обещания, данные недавно представителям бизнеса."Наказания за экономические преступления должны быть неотвратимыми, но соизмеримыми с совершенными деяниями и при этом мера пресечения не является наказанием", — сказал глава государства на встрече с предпринимателями. Д. Медведев перечислил несколько предложений по смягчению наказаний. Среди них — невозможность сразу взять под стражу обвиняемого в экономическом преступлении (21, 22 главы Уголовного кодекса), установление залога от 100 тысяч до 500 тысяч рублей, возможность принимать в залог недвижимость и ценные бумаги. "Надеюсь, что то, что я предлагаю, позволит хотя бы частично заблокировать возможность для коррумпированных сотрудников правоохранительных органов использовать посадки в тюрьму в рейдерских целях", — сказал президент. По его словам, "мы все знаем достаточно таких примеров: сначала сажают в зиндан по наводке конкурента, а потом выпускают оттуда за "бабки". "Этот беспредел пора завершать", — заявил Д. Медведев.
В тексте предложено исключить из Уголовного кодекса статью "Лжепредпринимательство" (ст. 173), а из статей "Незаконное предпринимательство" (ст. 171) и "Незаконная банковская деятельность" (ст. 172) убрать указание на "нарушение лицензионных требований и условий". Эта формулировка была слишком расплывчатой и приводила к расширительному толкованию, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту. В статье "Легализация денежных средств" (ст. 174-1) появляется обязательный признак легализации: ее целью должно быть "придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами". Это понадобилось, чтобы обвиняемому, например, в лжепредпринимательстве не добавляли еще и "легализацию" при совершении любой покупки. Само наказание за легализацию заметно смягчено: сроки заключения снижаются с нынешних 5-15 до 3-10 лет. Президент предлагает и новую градацию крупного и особо крупного ущерба по экономическим статьям: 1,5 миллиона и 6 миллиона рублей. Действующие сейчас уровни вшестеро меньше.
На этот раз господа Кузнецов, Носов, госпожа Буллок и господин Котляренко подозреваются в том, что через МОИТК выдавали бюджетные кредиты организациям, подконтрольным тем же Жанне Буллок и Дмитрию Котляренко. Господин Кузнецов и госпожа Буллок для следствия недоступны — они скрываются за границей. Дмитрия Котляренко год назад задержали на Кипре, однако выдать его России там отказались. Таким образом, единственным непосредственным фигурантом нового громкого дела может оказаться Валерий Носов. Для знакомых бизнесмена его задержание стало полной неожиданностью. "В отличие от других подозреваемых, он не скрылся за границу, сотрудничал со следствием, давая показания, и занимался бизнесом в России",- недоумевают они. Однако, получив расклады по кредитованиям через МОИТК, следствие, видимо, решило использовать их против самого господина Носова.
Адвокат Борис Кузнецов, представляющий до недавнего времени в США интересы бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, считает, что оба дела являются своего рода операцией прикрытия по захвату активов ООО "РИГрупп", которыми владела Жанна Буллок. "Предприятия РИГрупп имели портфель, состоявший из 60 строительных проектов на объекты общей площадью более 2 миллионов квадратных метров, а объем их инвестиций в недвижимость и в Московскую область составлял около $1,5 миллиардов. В тот же период, когда возбуждалось уголовное дело, компания подверглась рейдерскому захвату со стороны ООО ОРСИ, состоявшего в сговоре с бывшими менеджерами РИГрупп, под предлогом реорганизации структуры собственности предприятий",- отметил адвокат Кузнецов. В ООО ОРСИ заявили, что не имеют никакого отношения как к рейдерству, так и к уголовным делам, возбужденным против подмосковных чиновников. "Нас постоянно обвиняют в арестах бывших чиновников Московской области, к которым мы, конечно, не можем иметь отношение. ОРСИ — это коммерческая организация, а не филиал следственных органов",- говорят там.
Напомним, что осенью прошлого года часть активов "РИГрупп" были переданы на баланс области. А годом ранее Жанна Буллок вместе с господином Кузнецовым покинули Россию. Сейчас "РИГрупп" находится в стадии банкротства.