Об этом рассказал на пресс-конференции заместитель председателя совета директоров РАО Олег Патрин. Между обществом, прокуратурой и МВД подписаны соглашения, согласно которым происходит обмен информацией и предоставление сведений о нарушениях законодательства в сфере авторского права. Для сотрудников милиции, занимающихся борьбой с правонарушениями в сфере авторского права, организуются семинары. О подробностях рассказывает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.
Заявление, приведенное выше, позволяет говорить об усилении позиции РАО в благородной борьбе за соблюдение интересов авторов и исполнителей. Однако не секрет, что такая борьба часто ведется не просто без ведома авторов и исполнителей, но и вопреки их воле и желанию.
Ранее рассказывая об инциденте с выступлением группы Deep Purple в Ростове-на-Дону (когда после отъезда музыкантов, получивших от организаторов концерта щедрый гонорар, нагрянули представители РАО и потребовали заплатить еще 450 тыс рублей в качестве авторских отчислений), мы приводили и коллективное письмо ряда российских артистов и музыкантов против действий РАО (статью об инциденте с выступлением Deep Purple и коллективное письмо смотрите здесь). Получается, что некое общество собирает авторские отчисления, хотя авторам это не нужно.
На пресс-конференции, разумеется, вспомнили о действиях РАО в отношении организаторов концертов Deep Purple и Beyonce. Организаторы рассчитались со всеми, с кем только можно (включая самих артистов), но вдруг появились представители РАО и потребовали заплатить еще.
Эту ситуацию председатель совета директоров общества Сергей Федотов прокомментировал так: "РАО никогда не имело и не будет иметь претензий к исполнителям. Мы никогда не судились с исполнителями. Мы всегда имеем претензии к организаторам концертов. Это принципиально важно. Зачастую исполнитель на концерте поет не свои песни. У каждой песни есть автор и правообладатель. Их может быть несколько. По закону мы обязаны собирать вознаграждение за исполнение музыки на концертах. К сожалению, очень многие организаторы гастролей в нашей стране пытаются скрываться и не выплачивать это вознаграждение. Поэтому в ряде случаев мы судимся, в ряде случаев мы обращаемся в правоохранительные органы. Но никакого отношения к самим исполнителям это не имеет".
Особое место занимал вопрос рассчетов кафе, ночных клубов, ресторанов с РАО. Ведь они, говоря языком 4 части ГК РФ, публично исполняют произведения (даже если не "вживую", а просто проигрывают с СD-дисков или по радио), а значит, должны отчислять авторские вознаграждения отделениям РАО, открывшимся по всей стране. Возникает вопрос: как кафе и рестораны должны платить "авторские", если они проигрывают сотни (а то и тысячи мелодий) в месяц. РАО предлагает им такую схему расчетов: кафе платит фиксированную сумму в месяц (предположим 5 тысяч в месяц) и прилагает список авторов, чьи мелодии или песни были проиграны. Ранее мы рассказывали о споре между башкирским кафе и РАО, который дошел до ВАСа, но РАО так и не удалось добиться решения в свою пользу (читайте материал здесь).
Возможно ли поверить, что отделение РАО, собрав списки с сотен кафе, потом сможет справедливо распределить платежи, поступившие от кафе, между всеми авторами публично исполненных произведений?! Как следовало из сказанного на пресс-конференции, именно это и делают специалисты региональных отделений РАО. И именно поэтому отделение РАО берет из авторских платежей от кафе и реситоранов более высокий процент - 30%, сказал Федотов. С других авторских отчислений (полученных не от кафе и ресторанов) РАО оставляет себе более скромные 15-20%.
Однако председатель совета директоров РАО Сергей Федотов посетовал, что обществу пока не удалось достичь взаимопонимания с Федерацией отельеров и рестораторов, и ассоциацией владельцев кинотеатров. Дескать, не хотят они делать авторские отчисления за публичное исполнение музыкальных произведений. Так из 20 тысяч московских точек общественного питания, проигрывающих музыкальные композиции, лишь 15% выплачивают авторские отчисления.
"Рестораны раньше были основным источником доходов для советских композиторов. Они получали колоссальные деньги за использование своей музыки в ресторанах. Сейчас ситуация обратная. Система сборов с ресторанов была разрушена в 1990-е годы и мы пытаемся эту систему возобновить. Это непростая работа, поскольку требует огромного количества людских ресурсов, наши инспекторы должны обойти все эти рестораны. Если ресторатор отказывается платить, мы вынуждены обращаться в суд, в правоохранительные органы", — заявил Федотов.
Заместитель председателя совета директоров РАО Олег Патрин сообщил любопытные сведения: на территории РФ возбуждено несколько уголовных дел по части 3 статьи 146 УК РФ (публичное исполнение произведений) в отношении телерадиокомпаний, рестораторов и организаторов концертов. Недавно в отношении директора одного ресторана, отказавшегося выплачивать авторское вознаграждение за публичное исполнение музыкальных произведений, судом был вынесен приговор на лишение его свободы на один год условно.
Председатель совета директоров Сергей Федотов также пояснил, что объем выплаты авторских отчислений с ресторана зависит от количества посадочных мест, от того, живое исполнение или фонограмма, платный вход в увеселительное заведение или бесплатный. Существуют также региональные коэффициенты, позволяющие рестораторам из небольших городов платить меньше, чем московским предпринимателям. Поэтому конкретной статистики по платежам у РАО на сегодняшний день нет.
"Отельеры и рестораторы предлагали ввести систему оплаты за каждую конкретную песню. Мы от этого отказались, потому что, по сути, невозможен контроль: тогда мы должны к каждому ресторану приставить человека, высчитывающего количество проигрываемых песен, и выставлять счет. На практике это, к сожалению, невозможно", — считает Федотов.