Как сообщалось накануне, глава Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин предложил предусмотреть обязательную дактилоскопическую регистрацию всех граждан, проживающих на территории Северо-Кавказского округа, беженцев и вынужденных переселенцев, а также получение образцов ДНК для формирования централизованных учетов для повышения эффективности работы по раскрытию преступлений.
Однако сегодня "Интерфакс" выступил с уточнением, что Бастрыкин в своем вчерашнем докладе на заседании итоговой коллегии Генпрокуратуры РФ высказался за необходимость ввести геномную регистрацию и дактилоскопию для всего населения России.
Подобные инициативы плохо совмещаются с Конституцией и законами, пишут "Ведомости". Закон "О государственной дактилоскопической регистрации" обязывает проходить ее людям из группы риска: военнослужащим, сотрудникам силовых структур, налоговой службы, спасателям, летчикам и кандидатам в частные детективы. Отпечатки пальцев должны сниматься и с подозреваемых в преступлениях, иностранцев, попросивших в России политического убежища или подлежащих выдворению с нашей территории, россиян и иностранцев, личность которых невозможно установить иным способом, а также с неопознанных трупов. Вероятно, Бастрыкин считает, что все жители региона входят в группу риска (что не совсем согласуется с победными реляциями местных и федеральных властей). С другой стороны, закон можно и переписать, но тогда категория "жители Северо-Кавказского федерального округа" станет равна категории "группа риска" или "подозреваемые в преступлениях", что опять же неконституционно. Эти меры превратят жителей неспокойного региона в касту изгоев, требующую особого надзора. Это приведет к последствиям, противоположным тем, на которые рассчитывает Бастрыкин, — взрыву возмущения. Главе СКП надо быть последовательным и дактилоскопировать вообще всех россиян, в конце концов, это удобно — ведь преступления происходят не только на Кавказе. Фактически Бастрыкин предлагает для Северного Кавказа некий особый режим — не чрезвычайное положение, не контртеррористическую операцию, а что-то еще неизведанное. Но мало сочетаемое с планами Москвы и нового полпреда создать на Северном Кавказе особые экономические зоны, построить курорты и привлечь в регион инвестиции.