У Федеральной службы страхового надзора (ФССН) вскоре могут появиться полномочия лишать страховые компании лицензии без предварительного предписания. Соответствующие поправки в закон "Об организации страхового дела в РФ" вчера внес руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник. Эксперты уверены, что эти поправки нужно было вносить гораздо раньше, чтобы регулятор смог оперативнее реагировать на нарушения закона страховщиками.
В новом законопроекте Владислав Резник предложил наделить ФССН правом "быстрого суда". Поправки депутата дают органу страхового надзора возможность принимать решение об отзыве лицензии у страховщика без предварительного направления предписания и применения других санкций, другими словами, без ограничения или приостановки лицензии, как было положено ранее. Теперь же столь резкие меры по отношению к себе страховщик может ожидать из-за многократного предоставления недостоверной отчетности или ее серьезного искажения.
Также г-н Резник предложил обязать страховые компании уведомлять ФССН обо всех сделках по изменению структуры собственников страховщика более чем на 1%. А если отчуждается доля более 20% уставного капитала, на это потребуется разрешение надзорного органа (по аналогии с предписанием ЦБ в отношении банков). Кроме того, были внесены поправки, по которым "все изменения, вносимые в положения о формировании страховых резервов, правила страхования, расчеты страховых тарифов и структуры тарифной ставки, необходимо будет согласовывать с органом страхового надзора".
"Принятие всех этих поправок позволит решить актуальные проблемы в области страхового дела, минимизировать коррупционные риски, создать механизмы контроля, обеспечивающие защиту прав потребителей страховых услуг", — полагает Владислав Резник.
Как ранее заявлял глава ФССН Александр Коваль, надзорный орган давно предлагал отзывать лицензию без ограничения или приостановления, если страховщик предоставил фальсифицированную отчетность.
Руководитель направления рейтингов страховых компаний "Эксперт РА" Алексей Янин уверен, что такие поправки нужно было внести давно, особенно те, что касаются более оперативного лишения лицензий. "Сейчас же получается, что даже если страховая компания скрылась с места своего пребывания, регулятор должен сначала выносить предписания, ждать ответов и только потом приостанавливать лицензию, которую по закону можно отозвать только через некоторое время", — объясняет г-н Янин. При этом, по его словам, иногда бывают случаи, когда компания откровенно сбегает с рынка, а ФССН не может отозвать у нее лицензию. "При этом страховщик может даже выдавать полисы, не неся никакой ответственности за это", — отметил Алексей Янин.
Между тем, страховщики готовы взять на себя ответственность за недобросовестных агентов, и соответствующие нормы в законе скоро им в этом помогут. К такому выводу пришли участники состоявшегося недавно в РБК "круглого стола" "Вопросы соблюдения и защиты прав потребителей в страховании", где присутствовали начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков, сопредседатель Союза потребителей Геннадий Черкесов, а также зампред Международного союза юристов адвокат Игорь Трунов. Страховые агенты и брокеры, как, впрочем, и сами страховщики, все чаще дают повод подозревать их в злоупотреблении доверием, мошенничестве и преднамеренном доведении до банкротства. По оценке страховых компаний, ущерб от таких действий за последние три года оценивается в 500 миллионов рублей.
Типичная схема мошенничества страховых агентов выглядит так: получив бланки полисов ОСАГО у страховой компании, агенты реализуют их, а полученные деньги оставляют себе и скрываются. В результате более 200 тысяч добропорядочных автовладельцев владеют полисами, по которым страховщики не понесут никакой ответственности. На практике многие страховые компании списывают такие полисы, объявляя их утраченными. Страховщики уверены, что должны нести ответственность за действия недобросовестных агентов. Первый заместитель гендиректора СК "Ростра" Виталий Федоренков заявил, что "большие проблемы с агентами возникли у тех страховых компаний, которые в определенный период в погоне за клиентами набирали себе агентов, несильно оценивая их качество и возможные риски". Г-н Федоренков уверен, что в этом случае страховщик обязан отвечать за действия агентов и тщательнее подходить к их отбору.