Как сообщалось накануне, пресс-служба президента России вчера сообщила, что Дмитрий Медведев своим указом освободил от должности заместителя главы Минюста Юрия Калинина, который в течение 18 лет руководил системой исполнения наказаний или курировал ее. Сотрудники ФСИН полагают, что отставка Калинина стала завершающим этапом кадровой чистки их ведомства, начатой в рамках масштабной реформы тюремной службы. Обязанности уволенного временно исполняет другой заместитель министра, экс-президент Чечни Алу Алханов, заявивший, что под его руководством реформа ФСИН продолжится.
Как сообщили в Минюсте, кабинет экс-заместителя министра Калинина уже несколько дней пустует. Чиновник, как говорят коллеги, знал, что контракт с ним продлен уже не будет, поэтому попросил главу министерства Александра Коновалова разрешить ему перед увольнением отгулять запланированный отпуск, из которого господин Калинин на рабочее место уже не вернется. Официально комментировать увольнение Юрия Калинина в Минюсте и ФСИН отказались, неофициально дали понять, что оно напрямую связано с масштабной чисткой их ведомства, начатой еще в августе прошлого года. Тогда опытнейшего сотрудника исполнительной системы Юрия Калинина, прошедшего в ней все ступени карьерной лестницы, а в последние пять лет руководившего ФСИН России, неожиданно сменил на этом посту бывший начальник ГУВД Самарской области Александр Реймер. Господин Калинин при этом ушел вроде бы на повышение, став заместителем министра и куратором родного ведомства, однако уже тогда его подчиненные, по их словам, знали, что 63-летнему чиновнику лишь дали возможность доработать срок по заключенному ранее контракту и с почетом уйти на пенсию.
Отчитываясь в минувшем феврале о результатах своей работы в новой должности, господин Реймер сообщил, что вверенное ему хозяйство оказалось в плачевном состоянии, поэтому ему пришлось уволить семь начальников территориальных управлений ФСИН и около полусотни их заместителей. Своих постов за допущенные нарушения, в частности, лишились начальники московского управления ФСИН и СИЗО N 2 "Матросская Тишина", в котором в 2009 году произошли два громких ЧП, вызвавших, по словам господина Реймера, "большой общественный резонанс не только в нашей стране, но и в Европе". Напомним, что юрист аудиторской компании Firestone Duncan Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организаций, умер от сердечного приступа, а бывший гендиректор завода "Серп и молот" Алексей Максимов, обвиняемый в организации убийства прокурора Саратовской области, повесился в камере. Проверкой было установлено, что первый нуждался в кардиологической, а второй — в психиатрической помощи, которую им не оказали.
Смерть господина Магнитского глава Минюста Александр Коновалов назвал "апофеозом неблагополучия" во ФСИН. Примерно в то же время исполнительную систему публично раскритиковал и президент России Дмитрий Медведев. Несмотря на то что Сергей Магнитский умер в декабре 2009 года, когда Юрий Калинин уже не руководил ФСИН, а только курировал ее, он "ответил" в том числе и за это громкое ЧП — в самом начале текущего года стало известно, что премьер-министр России Владимир Путин исключил Юрия Калинина из правительственной комиссии по профилактике правонарушений. После этого события уже никто не сомневался, что трудовой путь заместителя главы Минюста близок к завершению.
Обязанности экс-заместителя министра Калинина по распоряжению главы ведомства исполняет другой заместитель министра юстиции, бывший президент Чечни Алу Алханов, курирующий также "тыловой", по его выражению, блок вопросов: финансово-хозяйственную и научную деятельность в Минюсте. Временная передача ему функций уволенного коллеги, по словам господина Алханова, была вполне закономерной: "По распоряжению министра мы с Юрием Ивановичем (Калининым) и раньше подменяли друг друга во время отпусков и командировок",- объяснил он.
На вопрос о том, как господин Алханов, проработавший 27 лет в системе МВД, сможет курировать в общем-то далекие ему "тюремные" вопросы, заместитель министра ответил, что оба ведомства ориентированы на одну и ту же законодательную базу, которую он хорошо изучил за время работы в МВД. Уверен заместитель министра и в том, что ему удастся найти общий язык с новым начальником ФСИН Александром Реймером. Тем более что они уже были знакомы до того, как оказались в системе Минюста. "Александр Александрович как руководитель ГУВД приезжал в Чеченскую республику, где находились в командировке его подчиненные",- отметил господин Алханов.
Алу Алханов сообщил, что начатую в системе ФСИН реформу он считает "святым делом", поддерживает и примет в ней самое активное участие. "Наша первая задача — гуманизация исполнительной системы,- отметил господин Алханов.- Мы должны не только охранять и содержать заключенных, но в первую очередь воспитывать их. Иначе говоря, оградить оступившегося человека от криминального влияния и дать ему возможность начать жизнь заново". По словам Алу Алханова, в ближайшее время ему предстоит изучить рекомендации по реформированию тюремной системы, предложенные правозащитными и общественными организациями, и подготовить соответствующие изменения в законодательной базе.
На вопрос о том, может ли он стать постоянным куратором тюремной системы, господин Алханов ответил, что эта работа требует очень много времени и сил, поэтому совмещать ее с другими направлениями довольно сложно. "Я думаю, что у главы Минюста должен быть заместитель, отвечающий только за работу с ФСИН,- сказал Алу Алханов.- Однако, кого назначат на эту должность, пока неизвестно".
ФСИН вынесла на общественную экспертизу законопроект о принудительных работах. Это совершенно новое наказание, которое, как планируется, появится в будущем году. Впрочем, новизна в данном случае — понятие относительное. Авторы проекта и не скрывают, что за образец брали "химию" советских времен. Осужденные получат шанс искупить свою вину честным трудом без охраны и конвоя, но — под присмотром. Согласно проекту, принудительные работы назначаются на срок от 6 месяцев до 5 лет человеку, осужденному за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Также может быть приговорен к труду и тот, кто впервые осужден за совершение тяжкого преступления. Понятно, что в данном случае подразумеваются не бандиты, впервые попавшиеся на грабеже или убийстве, а обычные люди, осужденные за так называемые бытовые преступления. Соседские и семейные ссоры ведь часто заканчиваются уголовным делом. Также на принудительные работы сможет рассчитывать при определенных обстоятельствах и водитель за ДТП, в котором серьезно пострадали люди.
Из зарплаты осужденного к принудительным работам будет высчитываться от 5 до 20%. Также человека могут отправить на "химию" взамен штрафа или обязательных работ. Бывает такое, что штраф оказался велик и осужденный его просто не потянул. А человеку, который злостно уклонялся от обязательных работ — мягкого наказания, которое надо отрабатывать в свободное время, — предоставят еще один шанс одуматься без тюрьмы. Еще один вариант: такие работы станут альтернативой условно-досрочному освобождению. Скажем, арестант хорошо вел себя в колонии, и ему предложат уже не сидеть, а работать. Кстати, примерно так практиковалось и в советское время: заключенных тоже отпускали на "химию". В случае же злостного уклонения от принудительных работ наказание заменят тюрьмой. При этом время отбытия принудительных работ засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Принудительные работы нельзя будет назначать инвалидам первой или второй группы, беременным женщинам, матерям, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, и пенсионерам. Отрабатывать наказание осужденные будут в специальных исправительных центрах. Во многом они будут напоминать спецкомендатуры, существовавшие в советское время. На первых порах планируется развернуть семь-восемь таких центров. В дальнейшем их может быть и больше.