Как сообщалось ранее, в Конституционном суде РФ в пятницу прошли традиционные Третьи Сенатские чтения, пишет "Российская газета".
С основным докладом, посвященным конституционно-правовым вопросам реализации принципов правового государства в современной России, выступил председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов.
Тема его доклада — "О прецеденте" — вызвала интерес у правоведов, экспертов, руководителей судов и органов государственной власти.
Так, глава КС РФ Валерий Зорькин высказал опасение, что "постучавшийся в двери нашей правовой системы прецедент" может сломать ее основы. Учитель президента Дмитрия Медведева и господина Иванова, профессор юридического факультета СПбГУ академик РАН Юрий Толстой и вовсе предложил подвергнуть "новаторский подход председателя ВАС тщательной проверке". "Прецедентный подход неизбежно связан с вторжением судебной власти в область нормотворчества, и это расшатывает принцип разделения властей. Если учесть состояние нашего судебного корпуса, для этих опасений имеются тем большие основания",- заявил господин Толстой.
К единому мнению участники дискуссии не пришли. Заведующий кафедрой гражданского процесса юридического факультета СПбГУ Валерий Мусин (бывший судья ad hoc по делу ЮКОСа в Европейском суде по правам человека) считает, что "прецедент играет роль скорой помощи в случае возникновения не предусмотренных законом ситуаций, а впоследствии может лечь в основу закона. При этом прецедент не нарушает принципа независимости судей, поскольку становится обязательным для всех, как и сам закон". Председатель санкт-петербургского гарнизонного военного суда Юрий Козлов, напротив, назвал себя противником прецедентного права в России, поскольку оно "не изменит существующую реальность, но существенно уменьшит независимость судей". Председатель ВАС, по словам господина Козлова, "покусился на Конституцию, согласно которой судья подчиняется только Конституции и закону". А полпред правительства РФ в КС Михаил Барщевский в пятницу заявил "Эху Москвы", что для перехода на прецедентную систему права надо создавать единый Верховный суд, но для этого требуется изменение Конституции.
После дискуссии глава Высшего арбитражного суда ответил на вопросы журналистов. Один из них касался возможности всенародного выбора судей, в том числе высших инстанций.
- Я думаю, это невозможно, — был ответ Антона Иванова. — У нас в стране 30 000 судей. Это профессионалы своего дела. Выбирать их? Не представляю… Подобного нет ни в одном государстве мира. Это и не нужно.