ПРАВО.ru
Новости
12 апреля 2010, 13:20

Общественная палата: генплан в нынешнем виде - "фактически смертный приговор Москве"

Общественная палата: генплан в нынешнем виде - "фактически смертный приговор Москве"
Галерист Марат Гельман заявивил, что для столичного мэра Юрия Лужкова Москва является "огородной грядкой", на которой тот "собирает урожай" фото ИТАР-ТАСС

Как сообщалось ранее, скандалом закончились слушания 9 апреля в Общественной палате генплана развития Москвы до 2025 года. Проект был жестко раскритикован членами палаты, и приглашенные спикер Мосгордумы Владимир Платонов с главным архитектором столицы Александром Кузьминым демонстративно покинули слушания. Общую суть претензий выразил галерист Марат Гельман, заявивший, что для столичного мэра Юрия Лужкова Москва является "огородной грядкой", на которой тот "собирает урожай". Александр Кузьмин считает, что за "такие слова надо бить".

Генплан развития Москвы до 2025 года был принят Мосгордумой во втором чтении в марте. Документ объемом 1,5 тысяч страниц предусматривает, например, строительство около 200 миллионов квадратных метров жилья к 2025 году, однако его основное нововведение заключается в делении города на зоны стабилизации (где возможен только капремонт зданий) и развития (где разрешен снос и новое строительство). Именно расположение этих зон на карте города и является предметом критики. Прошедшие летом 2009 года публичные слушания генплана вызвали скандал: по мнению горожан, с его принятием серьезно пострадает исторический облик города. С отдельным заявлением выступила и Общественная палата, по мнению членов которой, генплан в нынешнем виде — "фактически смертный приговор Москве".

На  слушаниях в Общественной палате присутствовали спикер Мосгордумы Владимир Платонов и главный архитектор столицы Александр Кузьмин. Собравшиеся сразу напомнили им об основных городских проблемах — плохом воздухе, пробках и строительстве, не учитывающем исторического облика города. Координатор общественного движения "Архнадзор" Рустам Рахматуллин сообщил, что около 1 тысячи памятников архитектуры в генплане не имеют утвержденных территорий. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин уверен, что общественный транспорт в городе "через несколько лет вообще умрет", если генплан будет принят в нынешнем виде. "Миграция из Московской области в нем не отражена. Перехватывающие парковки сейчас вообще надо ставить на границе с Калужской областью",- заявил он.

Ответ держал в основном господин Кузьмин. По его словам, миграция не учтена, поскольку "мы можем утверждать генплан только в пределах Москвы, а у области свой документ". В целом же генплан "созрел для утверждения". "Мы проводили честные публичные слушания, и обидно слышать иные мнения". На этой фразе в зале раздался дружный смех, поскольку многие члены палаты и эксперты так и не получили ответов на свои замечания к генплану, присланные в ведомство господина Кузьмина.

Наиболее резко документ раскритиковал галерист Марат Гельман. "Все понимают, что генплан плох, но его принимают по трем причинам: жадность, трусость, безразличие",- заявил он. По словам господина Гельмана, "для нас центр Москвы — это любовь, а для Лужкова — овощная грядка, с которой он снимает урожай". После этих слов господа Платонов и Кузьмин встали и молча удалились со слушаний под крики "Позор!", "Трусы!" и "Люди Лужкова!". Уже в дверях главный архитектор города заявил, что "за такие слова надо бить", чего он не хочет делать в стенах Общественной палаты.

Мэр столицы Юрий Лужков в ноябре прошлого года подписал постановление, в котором одобряются проекты законов "О Генеральном плане Москвы" и "О правилах землепользования и застройки Москвы". До этого Москомархитектура опубликовала на сайте заключение по общественным слушаниям по проекту актуализированного Генерального плана Москвы до 2025 года, которые прошли с 23 июля по 7 августа во всех округах столицы (136 экспозиций). По данным ведомства, от москвичей поступило более 24 тысяч замечаний и предложений — в основном по поводу сноса "некомфортного жилья", капитального ремонта зданий и сооружений, благоустройства территорий, организации дорожного движения и работы наземного городского пассажирского транспорта и так далее. Все это, как указано в отчете, никакого отношения к проекту Генплана не имеет, но замечания все равно будут направлены в соответствующие службы и департаменты "для проработки вопроса". В целом, утверждают в Москомархитектуре, москвичи, принявшие участие в слушаниях, новым градостроительным документом остались довольны — более 75% высказались в его поддержку.