Минфин РФ от имени правительства России подготовил проект отрицательного отзыва на проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Проект ФЗ был внесен в Государственную Думу депутатом С. Штогриным.
Как отмечается в проекте заключения правительства, пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 212 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие конкретизацию порядка освобождения сумм материальной выгоды, указанной в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, от обложения налогом на доходы физических лиц. В частности, предусматривается, что освобождение от налогообложения вышеуказанных сумм производится при условии реализации налогоплательщиком права на имущественный налоговый вычет. При этом основанием для такого освобождения является подтверждение, выдаваемое налоговым органом в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 220 Кодекса или подтверждение, выдаваемое налоговым органом налоговому агенту, не являющемуся работодателем налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Вместе с тем пункт 3 статьи 220 Кодекса предусматривает подтверждение налоговыми органами права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет, то есть данное подтверждение выдается налогоплательщику до того, как он фактически начал использовать имущественный налоговый вычет, а не после реализации налогоплательщиком этого права. Кроме того, вышеуказанное подтверждение, по мнению разработчиков законопроекта, выступает основанием для освобождения сумм материальной выгоды, указанной в абзацах третьем и четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, от обложения налогом на доходы физических лиц. Однако основанием в данном случае выступает реализация налогоплательщиком права на имущественный налоговый вычет, а не его подтверждение. Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается внесение изменений в статью 219 Кодекса, предусматривающих, в частности, предоставление налогоплательщику социального налогового вычета по расходам на приобретение налогоплательщиком дорогостоящих расходных материалов.
Вместе с тем, учитывая, что ни Кодекс, ни иные законодательные акты не содержат определения термина "расходные материалы", а также перечня таких материалов, данные положения законопроекта нуждаются в уточнении. Пунктом 3 статьи 1 законопроекта предусматривается внесение изменений в подпункт 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса. В частности, предлагается предоставлять имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, исходя из максимального размера имущественного налогового вычета, независимо от количества жилых помещений и (или) земельных участков, приобретенных налогоплательщиком. При этом устанавливается, что имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляется налогоплательщикам с 1 января 1999 года и в более поздние периоды, то есть фактически придает обратную силу вышеуказанному порядку предоставления имущественного налогового вычета.
Однако, придание обратной силы положениям законопроекта о предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета, исходя из максимального размера данного вычета, независимо от количества жилых помещений и (или) земельных участков, приобретенных физическим лицом, повлечет массовое обращение налогоплательщиков, приобретших с 1999 года несколько жилых помещений и (или) земельных участков, но использовавшим свое право при приобретении одного из них стоимостью менее установленного в данном подпункте общего размера указанного вычета, что приведет к значительные потерям соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, при этом ни расчет сумм выпадающих доходов, ни порядок их компенсации в приложенных к законопроекту материалах не представлен. Кроме того, глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Кодекса согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" вступила в силу с 1 января 2001 года. В связи с изложенным распространение действия предлагаемых изменений на правоотношения, возникшие до вступления в силу Кодекса, является неправомерным.
Кроме того, данное положение не согласуется с положением законопроекта об установлении размера имущественного налогового вычета, поскольку на основании абзаца двадцать первого пункта 3 статьи 1 законопроекта первоначальный размер имущественного налогового вычета, равный 600000 рублям, устанавливается для налогоплательщиков, получивших право на данный вычет с 2001 года. В подпункте "а" пункта 1 и пункте 3 статьи 1 законопроекта используется понятие "жилые объекты". При этом Жилищным кодексом Российской Федерации установлены понятия "объекты жилищных прав" и "жилые помещения", к которым относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Таким образом, положения данных подпунктов нуждаются в уточнении. Согласно абзацу тридцать четвертому пункта 3 статьи 1 законопроекта имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса, не применяется в случаях, если отношения между продавцом и покупателем жилого объекта оказали влияние на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки. В качестве фактов, подтверждающих оказание такого влияния, могут служить, в частности, совершение сделки по цене, существенно отклоняющейся от среднерыночной цены, или сохранение продавцом за собой права пользования жилым объектом, являющимся предметом сделки.
Вышеуказанное положение законопроекта не содержит конкретный перечень фактов, подтверждающих оказание влияния на условия и экономические результаты заключенной между продавцом и покупателем сделки, что может привести к произвольному и необоснованному отказу должностными лицами налоговых органов гражданам в применении имущественного налогового вычета. В связи с этим, данное положение законопроекта содержит коррупциогенные факторы, связанные с широтой дискреционных полномочий — неопределенностью оснований принятия решений, а также злоупотреблением правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствием четкой регламентации прав граждан.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта, предлагается внести изменения в статью 231 Кодекса, предусматривающие, в частности, установление обязанности налогового органа по взысканию налога на доходы физических лиц с налоговых агентов, удержавших налог, но не перечисливших его в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Однако данная обязанность налоговых органов и порядок ее исполнения установлены в статьях 46-47 Кодекса. В связи с этим внесение вышеуказанных изменений в статью 231 Кодекса является нецелесообразным. Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предлагается ввести новую статью 2311 Кодекса, устанавливающую особый порядок возврата налоговыми органами налога на доходы физических лиц в связи с предоставлением налогоплательщику налоговых вычетов. Вместе с тем статьи 78 и 79 Кодекса устанавливают порядок зачета (возврата) налоговыми органами излишне уплаченных или взысканных сумм налога. Кроме того, пунктом 6 статьи 1 законопроекта предлагается ввести новую статью 2312 Кодекса, устанавливающую особый порядок возврата налога на доходы физических лиц налоговыми агентами. Однако, учитывая, что положения данной статьи не согласуются с положениями статьи 78 Кодекса, редакция данной статьи нуждается в уточнении.
По законопроекту имеется замечание юридико-технического характера: в абзаце первом статьи 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования Кодекса.
"Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает", — говорится в проекте заключения, подготовленном в Минфине.