Верховный суд РФ сегодня удовлетворил частную жалобу правозащитного общества "Мемориал" на отказ Мосгорсуда признать незаконным засекречивание постановления Главной военной прокуратуры о прекращении расследования уголовного дела о расстреле польских военных в Катыни в 1940 году.
"Жалоба "Мемориала" удовлетворена. Решение Мосгорсуда об отказе в приеме нашего заявления отменено. Дело возвращено в Мосгорсуд для рассмотрения по существу", — сказал один из руководителей общества "Мемориал" Ян Рачинский.
"Это хороший знак. Возникает надежда, что вопрос столь долго омрачавший отношения России и Польши, будет наконец в обозримом будущем решен", — сказал он.
Представители "катынских семей" в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) обратились к России с просьбой реабилитировать польских офицеров, расстрелянных в 1940 году, а также рассекретить и сделать полностью доступными все документы по этому делу. Заявление с просьбой о реабилитации, а также требованием рассекретить документы российского расследования "Катынского дела" подписано пятью российскими и польскими представителями родственников расстрелянных. "Мы обращаемся к российским властям с тем, чтобы они рассмотрели и удовлетворили — из юридических, но, прежде всего, из сугубо человеческих моральных соображений — просьбы родственников жертв расстрела", — говорится в обращении.
7 апреля на траурных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине трагедии в Катыни, премьер России Владимир Путин заявил, что все документы, относящиеся к расстрелу НКВД тысяч польских офицеров в 1940 году, были рассекречены. В то же время Главная военная прокуратура в 2005 году объявила государственной тайной персональный состав виновных в расстреле польских офицеров, отмечает российский правозащитный центр "Мемориал". Доступ к 116 томам уголовного дела был закрыт, в 67 томах грифа "секретно" нет, поэтому они были переданы польской стороне для ознакомления. В Польше подвергли резкой критике ответ российской военной прокуратуры на запрос Европейского суда по правам человека относительно расстрела польских офицеров в Катыни. Польские газеты опубликовали ответ военной прокуратуры на запрос из Страсбурга, в котором российская сторона отказалась предоставить суду материалы следствия. Кроме того, в документе ни разу не прозвучали слова "преступление", "убийство", вместо этого массовые расстрелы названы "делом" или "событиями в Катыни".