Девяносто голосами "за" при 5 "против" и шести воздержавшихся Совет Федерации одобрил сегодня Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", сообщила пресс-служба палаты.
Этот правовой акт направлен на решение существующих проблем в сфере оказания бюджетными учреждениями государственных и муниципальных услуг населению. Концептуальные изменения, вносимые законом, коснутся почти 330 тысяч бюджетных учреждений и потребуют разработки более чем 40 нормативных правовых актов, констатировалось на заседании.
Закон призван сформировать законодательные основы развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и реструктуризации бюджетной сети через внесение изменений в 28 законодательных актов, включая Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы, а также отраслевое законодательство.
В соответствии с вносимыми изменениями в статью 120 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное учреждение будет создаваться в форме бюджетного, автономного или казенного учреждения.
Законом устанавливается, что существующие государственные учреждения будут отнесены к бюджетным или казенным на основании решений органов государственных власти и местного самоуправления. До 1 ноября 2010 года на федеральном уровне и до 1 декабря 2010 года — на региональном и местном. К июню 2011 года федеральные госорганы-учредители бюджетных учреждений должны будут внести необходимые изменения в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений. До 1 декабря 2011 года аналогичные изменения должны быть произведены в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании. Выбор правового статуса учреждения будет осуществляться с учетом возможности его функционирования на основе рыночных принципов.
Ключевой новацией рассмотренного Советом Федерации закона является переход от сметного финансирования к финансовому обеспечению в виде бюджетных субсидий на выполнение государственного либо муниципального задания на оказание услуг. Закон не раскрывает и не регламентирует порядок формирования задания, нормативы его расчета и объемы финансового обеспечения. Как подчеркивалось на заседании, необходимая нормативная база начнет формироваться после принятия закона. Как сообщил Полномочный представитель Правительства РФ в Совете Федерации Андрей Яцкин, Кабинет министров России уже в марте выпустил нормативно-правовой акт в обеспечение реализации закона.
Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения задания, однако при этом допускается уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения задания при корректировке этого задания. Таким образом, указывалось на заседании, региональные органы власти и местного самоуправления предлагается наделить гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений, который призван повысить эффективность выполнения ими уставных задач. В случае серьезного сокращения задания бюджетные учреждения могут столкнуться с необходимостью изыскания дополнительных средств обеспечения своей деятельности путем оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, которая предусмотрена его учредительными документами, отмечалось в ходе обсуждения. Порядок определения платы за услуги, а также их перечень будут устанавливаться органом-учредителем.
Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, подчеркивалось на заседании, а субсидиарная ответственность государства и муниципальных образований сохраняется лишь в отношении казенных учреждений.
Одним из основных отличий нового типа бюджетных учреждений от существующих автономных будет заключаться в том, что их кассовое обслуживание будет осуществляться органами Федерального казначейства и финансовыми органами субъектов РФ. Кроме того, они будут обязаны руководствоваться нормами законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд.
В отличие от автономного бюджетное учреждение не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника, в т.ч. приобретенным за счет доходов от приносящей доход деятельности, говорилось на заседании. Обеспечить прозрачность функционирования и возможность общественного контроля образуемых учреждений позволят отчеты о результатах их деятельности и использовании закрепленного за ними государственного либо муниципального имущества, которые подлежат размещению в сети Интернет.
В переходный период, который установлен законом с 1 января 2011 года до 1 января 2012 года, первоначальные нормативы затрат на оказание федеральными бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных на 2010 год.
Отвечая на вопросы членов Совета Федерации, председатель бюджетного комитета палаты Евгений Бушмин сообщил, что в процессе рассмотрения законопроекта в ГосДуме в законопроект были внесены существенные изменения. В частности, он отметил, что законом меняются не объемы финансирования учреждений, а лишь расширяются их возможности.
Пояснения парламентариям дала заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Она подчеркнула, что представленный правовой акт не отменяет ни одну из действующих норм законодательства.
В многочисленных вопросах и выступлениях членов Совета Федерации звучали как обеспокоенность возможными последствиями принятия закона, так и безусловная поддержка заложенных в нем принципов. Так, в частности, было отмечено, что закон представляет собой основу для формирования современной, рыночной системы образования и здравоохранения.
Как заявил полномочный представитель Президента в Совете Федерации Александр Котенков, представленный на рассмотрение парламентариев закон позволит, в частности, дать толчок развитию местного самоуправления в стране. В свою очередь А. Яцкин подчеркнул, что закон — не прихоть правительства, а идея, вызревшая на местах.
Завершил дискуссию председатель СФ Сергей Миронов. Он сказал, что является категорическим противником представленного правового акта. По своей сути закон является "приговором неимущим", заявил он. По его словам, под лозунгом экономии денег и повышения эффективности работы готовится ломка всей системы социальных услуг.
Он обосновал свою позицию. Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на субсидирование госзадания, сказал он, сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор были бесплатными. С.Миронов обратил внимание на то, что до сих пор нет вразумительных ответов на ряд важнейших вопросов, которые возникают: что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания; что будет, если перегруженные региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить это госзадание; или какова будет доля платных услуг и как будут регулироваться цены на них.
Председатель СФ отметил, что считает неправильным сводить функции бюджетных учреждений только к оказанию услуг населению. Он напомнил, что учреждения культуры не просто оказывают гражданам услугу доступа к культурным ценностям, а выполняют важнейшую функцию общенационального значения — сохранения, а зачастую и создания культурных ценностей. Школа же, по его словам, не только место, где детям преподают утвержденную учебную программу, но и коллектив, где наряду с семьей происходит формирование личности, социальных установок и жизненных навыков юных граждан нашей страны.
С. Миронов заявил: "Субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений устраняется, что означает возможность банкротства и исчезновения таких организаций. Закон предполагает упрощение процедур слияния, присоединения, а также ликвидации бюджетных учреждений".
Кардинальные изменения в социальной сфере, продолжал он, будут осуществляться при отсутствии системы государственных стандартов по оказанию бесплатных социальных услуг населению в сфере образования, здравоохранения, культуры, при отсутствии нормативов затрат на исполнение этих услуг. Очень настораживает, заявил он, то, что столь масштабная реформа со многими подводными камнями и опасностями вновь готовится в спешке, без широкого обсуждения с общественностью, без выяснения и учета мнения самих граждан.
Потому что эта новая реформа затрагивает не отдельные социальные группы, а практически всех граждан России.