Сегодня "Российская газета" публикует закон о переносе ликвидации перекрестного субсидирования в системе жилищно-коммунального хозяйства на 1 января 2012 года. Соответствующие поправки внесены в закон о деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ. Таким образом, можно говорить о некоторой отсрочке роста платежей за услуги ЖКХ.
Вообще перекрестное субсидирование ситуация, когда промышленные предприятия оплачивают услуги и ресурсы по более высоким ставкам, чем жители, считается чуть ли не самым большим злом ЖКХ, мешающим ему развиваться семимильными шагами. Однако отменить эту систему в сжатые сроки власти все-таки не решились. Напомним, что первоначально конец "перекрестки" был назначен на 2011 год как условие предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств Фонда ЖКХ. Часть регионов уже отказалась от перекрестного субсидирования. В начале года это обстоятельство среди прочих (переход на монетизацию жилищных субсидий, а также стопроцентную оплату услуг ЖКХ) также сыграло свою роль в небывалом скачке квартплаты.
По данным Фонда ЖКХ, на "перекрестке" все еще плотно сидят порядка 1700 муниципальных образований. Согласно новому закону ликвидация перекрестного субсидирования для них будет осуществляться по этапно, а именно муниципалитеты вправе сами будут определять график, предусматривающий "установление тарифов на тепловую энергию, горячую и холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод для различных групп потребителей коммунальных услуг без учета необходимости покрытия затрат на предоставление коммунальных услуг одной группе потребителей за счет тарифов, установленных для другой группы потребителей".
Мягкий уход от перекрестного субсидирования должен закончиться не позднее 1 января 2012 года. Иначе, как ранее заявлял глава Фонда ЖКХ Константин Цицин, регионам придется расстаться с деньгами, которые фонд выделил им на капремонт и расселение аварийного жилья. Причем регионы, пообещавшие отказаться от перекрестного субсидирования, но сохранившие его, должны были вернуть деньги уже в этом году. Законодательные изменения освободили их от такой обязанности, но лишь на два года.
Что касается потребителей, для них ликвидация перекрестного субсидирования изображается скорее как благо. Специалист Института экономики города Дмитрий Гордеев поясняет, что жители даже при условии заниженных тарифов на услуги ЖКХ для населения все равно платят ничуть не меньше, чем промышленность. "Зачастую предприятия высокую стоимость тарифов закладывают в стоимость своей продукции, которую мы же и покупаем", поясняет эксперт. В теории повышение платежей для одной группы потребителей в пользу другой должно привести к снижению цены на выпускаемые в нашей стране товары. Почувствуют ли выгоду жители, для которых суммы в квитанциях однозначно увеличатся, пусть это и произойдет годом позже? Дмитрий Гордеев уточняет, что в отдельных муниципальных образованиях с ликвидацией перекрестного субсидирования рост платы для населения может составить от 10 до 30 процентов. И единственный способ смягчить платежную нагрузку на население в этом случае, по мнению эксперта, увеличить долю получающих жилищную субсидию от государства.
Московское УФАС России подготавливает документы о возбуждении дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении управ районов города Москвы, которые не провели конкурсы по выбору способа управления в отношении многоквартирных домов, способ управления которыми не реализован. В адрес префектур столицы Московским УФАС России был направлен запрос о реализации способа управления многоквартирными домами при выборе управляющей организации в качестве способа управления. В соответствии с информацией, предоставленной префектурами административных округов города Москвы, в большинстве многоквартирных домов, собственники которых выбрали управляющую организацию в качестве способа управления, договор управления заключен не со всеми собственниками, то есть способ управления данными многоквартирными домами не реализован в установленном законодательством порядке, сообщает пресс-служба Московского УФАС России. Следовательно, управами районов Москвы в нарушение действующего законодательства не проведены конкурсы по выбору способа управления в отношении многоквартирных домов, способ управления которыми не реализован.