Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) в ряде случаев сможет получать от кредитных организаций справки об операциях и счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Эта возможность предусмотрена в рамках закона о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Федеральная служба будет иметь право на такой доступ только в тех случаях, когда имеются признаки правонарушений в рамках закона об инсайде, пояснили в думском Комитете по финансовому рынку.
В среду текст законопроекта об инсайде планируется рассмотреть на заседании рабочей группы Госдумы по доработке документа ко второму чтению. В комитете отметили, что заседание рабочей группы будет заключительным, после чего законопроект планируется вынести на заседание комитета по финрынку.
В законопроекте дается определение ряда понятий: "инсайдерская информация", "инсайдеры", "манипулирование рынком", "операции с финансовыми инструментами или товарами", "организатор торговли".
В частности, "инсайдерская информация" — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную тайну, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов или товаров, в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, одного или нескольких производителей товара либо одного или нескольких финансовых инструментов или товаров, и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации. Исчерпывающие перечни инсайдерской информации утверждаются нормативным правовым актом ФСФР либо актами организаций, которые федеральной службой отнесены к группе "инсайдеров".
К "инсайдерской информации" не относятся сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения, а также проведенные на основе общедоступной информации исследования в отношении финансовых инструментов, рекомендации и предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами или товарами.
К "инсайдерам" в законопроекте отнесены эмитенты и управляющие компании; производители товара, имеющие долю на рынке более 35%; организаторы торговли, клиринговые организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; сотрудники этих организаций, которые имеют доступ к инсайдерской информации на основании соответствующих договоров; члены совета директоров (набсовета); лица, владеющие не менее чем 25% голосов в высшем органе управления. Кроме того, "инсайдерами" являются аудиторы этих компаний, оценщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные, страховые организации, которые на основании соответствующих договоров имею доступ к инсайдерской информации.
В перечень "инсайдеров" включены федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Банк России, а также служащие этих организаций, имеющие доступ к инсайдерской информации. Кроме того, в список "инсайдеров" входят члены Национального банковского совета.
Также предлагается включить в перечень "инсайдеров" информационные агентства, которые раскрывают или предоставляют информацию перечисленных организаций, а также рейтинговые агентства.
В законопроекте определяются и действия, которые относятся к манипулированию рынком.
В соответствии с документом СМИ, главный редактор, журналист обязаны напрямую предоставлять ФСФР сведения об источнике информации, если эта информация была ложной и привела к манипулированию рынком.
В Уголовном кодексе РФ предлагается прописать ответственность за неправомерное использование или передачу инсайдерской информации. Ответственность за неправомерное использование информации наступает, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, который превышает 2,5 млн рублей. Предусматривается штраф в размере от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей или в размере зарплаты, или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Кроме того, возможно лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом до 50 тыс. рублей или в размере зарплаты, или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
За умышленную неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу штраф составит от 1 млн рублей до 3 млн рублей. Возможно лишение свободы от 2 до 5 лет со штрафом до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.
Однако в случае принятия закона эти поправки в Уголовный кодекс РФ вступят в силу, в соответствии с законопроектом, лишь по истечении 3 лет со дня опубликования закона о борьбе с инсайдом.