Если суды Перми удовлетворят все иски, поданные родственниками погибших и пострадавших при пожаре в ночном клубе "Хромая лошадь", виновникам трагедии придется выплатить более одного миллиарда рублей, пишет "Российская газета".
Иски адресованы четверым обвиняемым по уголовному делу. Это один из соучредителей клуба Анатолий Зак, исполнительный директор "Хромой лошади" Светлана Ефремова, владелец фирмы "Пироцвет", организовавший злосчастный фейерверк, ставший причиной пожара, Сергей Дербенев, и арт-директор ночного клуба Олег Феткулов.
- Суммы исков колеблются от двух до пятидесяти миллионов рублей, — говорит Сергей Рыжов, адвокат, работающий с потерпевшими. — Причем некоторые люди подали по два-три заявления.
Решать вопрос о возмещении морального вреда и его размере будет суд. Об обеспечении исков адвокаты позаботились сразу после декабрьского пожара. В течение пяти дней были поданы заявления о наложении ареста на имущество подозреваемых. Например, по данным следствия, Анатолий Зак является учредителем либо соучредителем 28 коммерческих организаций. Также ему принадлежат 18 объектов недвижимости, в том числе нежилые помещения, которые сдавались Заком в аренду, а также жилой дом, квартиры и земельные участки. Арест наложен на все указанные активы и имущество обвиняемого.
Пермские адвокаты оказывают людям бесплатную помощь. Им также пришлось помогать и в решении социальных проблем пострадавших, оформлении опекунства для детей, чьи родители погибли в "Хромой лошади". У кого-то возникли проблемы с ведением бизнеса.
- Вот, например, при пожаре в ночном клубе погибло практически все руководство одной пермской фирмы, — говорит Сергей Рыжов. — Уцелел только один учредитель, но и он долгое время находился в больнице. При этом возникло множество проблем. Поставщики отказывались везти товар, опасаясь того, что не получат за него деньги. Фирма практически встала на путь разорения. Адвокатам удалось достичь соглашения с деловыми партнерами при помощи администрации Пермского края. Фирма уцелела и сейчас работает. Но убытки, полученные за время простоя, намерены взыскать с обвиняемых.
Как выяснилось после гибели людей, большинство из них брали ипотечные кредиты в банках. До выселения ни в одном из случаев дело, к счастью, не дошло, но пришлось договариваться с кредиторами об отсрочке платежей. И все эти хлопоты также нашли отражение в заявлениях о компенсации морального вреда.
У пермских адвокатов уже есть печальный опыт по взысканию денег в пользу потерпевших. Когда в 2008 году в центре Перми рухнул авиалайнер "Боинг", страховые компании предложили потерпевшим по 200 тысяч рублей в виде возмещения ущерба.
- Предстоит еще большая работа в этом направлении, — отмечает Сергей Рыжов. — Необходимо убедить суд в том, что моральный вред действительно причинен, что он адекватен заявленной сумме, а потом уже добиваться получения денег.
Подсчетами сумм, указанных в исках, адвокаты не занимались, но, по их мнению, общая сумма, предъявленная обвиняемым, уже превысила миллиард рублей.
Напомним, что подозреваемым по уголовному делу в ночном клубе "Хромая лошадь" были предъявлены окончательные обвинения. Если суд согласится с ними, то Ефремовой, Феткулову и Заку грозит лишение свободы на срок до десяти лет. Они, как и находящийся в международном розыске один из совладельцев "Хромой лошади" Константин Мрыхин, обвиняются по части третьей статьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Еще трое фигурантов дела — бывшие работники госпожнадзора Владимир Мухутдинов, Дмитрий Росляков и Наталья Прокопьева обвиняются в халатности.
Между тем, Министерство юстиции РФ составило список тяжелобольных и очень пожилых подследственных, которые нуждаются в специальном лечении и могут без него умереть. Как пишет "Русский Newsweek", этот перечень был составлен после смерти Веры Трифоновой в СИЗО "Матросская тишина". В список попали несколько фигурантов уголовных дел, которые широко освещаются в СМИ. В частности, владелец ночного клуба "Хромая лошадь" Анатолий Зак, обвиняемый в нарушении правил безопасности, страдает от синдрома внезапной остановки дыхания.