Как сообщалось ранее, глава Сбербанка Герман Греф выступил сегодня на процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Греф заявил, что если бы руководство ЮКОСа похитило из трубопровода "Транснефти" 20% всей добытой в России нефти, то он бы об этом знал, а ему об этом неизвестно.
В ходе допроса основную часть вопросов свидетелю задавал подсудимый М. Ходорковский, при этом некоторые из собственных вопросов он назвал "странными". Так, М. Ходорковский спрашивал, не скрывал ли он от Г. Грефа во время личных встреч, что является руководителем холдинга "ЮКОС", а также не скрывал ли он от Г. Грефа различные обстоятельства, связанные с процедурой отчуждения имущества Восточной нефтяной компании (ВНК), входившей в ЮКОС. Глава Сбербанка ответил, что М. Ходорковский этого не скрывал, и пояснил, что в 1999 году Российская Федерация собиралась продать свою долю в ВНК, однако было обнаружено, что среди активов этой компании отсутствуют акции добывающих предприятий, которые должны были у нее быть. В связи с этим Г. Греф несколько раз встречался с М. Ходорковским. Тогда глава ЮКОСа, по словам Г.Грефа, предложил ему продать государственный пакет ВНК за 18 млн долл. и пояснил отсутствие упомянутых активов опасностью потерять их в связи с иском третьей компании. После этого, отметил Г. Греф, родилась идея о подписании соглашения, предусматривающего передачу данных активов ряду зарубежных компаний с правом последующего выкупа. Глава Сбербанка сообщил, что после того как российские власти одобрили проект соглашения, сам М. Ходорковский подписывать его отказался, в связи с чем председатель правительства РФ обратился в правоохранительные органы. Г. Греф подчеркнул, что, по его информации, позже данные акции были возвращены ВНК и госпакет был продан.
В свою очередь представитель гособвинения в одном из своих вопросов Г. Грефу отметил, что еще в 1999 году руководство ЮКОСа якобы знало о том, что на акции добывающих компаний не может быть наложен арест, однако скрыло это от властей.
В числе "странных вопросов", заданных М. Ходорковским, были также вопросы о том, в чем разница между ближним и дальним зарубежьем, а также о том, продавал ли ЮКОС что-то еще кроме нефти и нефтепродуктов.
Г. Грефу был задан еще целый ряд вопросов, связанных с конкретными документами, которые приобщены к материалам дела, в том числе перепиской Г.Грефа с М.Ходорковским, с органами исполнительной власти и прокуратурой. Кроме того, главу Сбербанка спрашивали о том, помнит ли он, какие органы в какие годы и в каком порядке устанавливали различные тарифы. На многие из этих вопросов Г. Греф отвечал достаточно абстрактно, говоря о "неких комиссиях" и признавая, что может ошибаться.
Кроме того, отвечая на вопросы сторон, главе Сбербанка пришлось прочитать лекции о том, что такое сделки РЕПО, трансферное ценообразование в холдинговых структурах, рыночные цены и переход на единую акцию.
Допрос главы Сбербанка продолжался с 10:15 до 12:45 мск, так как, по словам судьи, "свидетель предупредил, что сможет до 12:45".
Защита экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева положительно оценивает показания главы Сбербанка РФ Германа Грефа, которые тот дал сегодня на заседании Хамовнического суда Москвы, сообщил адвокат Константин Ривкин, представляющий интересы Лебедева. "Выступая сдержанно и осторожно, Греф подтвердил важные для защиты вещи", — сказал Ривкин. Адвокат уточнил, что, в первую очередь, имеет в виду показания Грефа о том, что ему не было известно о хищении Ходорковским 350 миллионов тонн нефти. Также адвокат положительно оценил слова Грефа о действительно существующей разнице между ценами на нефть в Роттердаме и Томске.