Финансовый кризис не единственная причина увеличившейся нагрузки на судей. Виной всему еще и возникновение параллельных судебных споров. Появляются они из-за большого количества участников как на стороне истца, так и на стороне ответчика и нередко ставят судей в тупик. Юристы считают, что масло в огонь подливает и несовершенство законодательства, не успевающего за бизнесом.
Заключение большого количества договоров между не меньшим количеством участников существенно усложняет проведение судебных разбирательств. Кроме того, уже традицией стало указывать и арбитражную оговорку, позволяющую обращаться по спорным вопросам в третейские суды. Все это порождает дублирование судебных разбирательств, когда предприниматели обращаются не только в коммерческий арбитраж, но и в государственный суд по одним и тем же вопросам. Усложняется ситуация и тем, что два судебных органа могут находиться в разных странах.
По мнению начальника управления международного права и сотрудничества ВАС Натальи Павловой, высказанному на международной конференции, организованной Международной торговой палатой, причиной для возникновения параллельных процессов является конкуренция судов. "Споры о способности рассматривать дела возникают не только между судами из разных странах, но и между государственными и третейскими судами. Однако есть и примеры положительного сотрудничества международных третейских судов с государственными арбитражными инстанциями. Так, ВАС отменил решение по требованиям компании „Эдимакс“ к Шалве Чигиринскому, указав на то, что арбитражный суд обладает компетенцией на принятие обеспечительных мер, когда, по существу, дело рассматривается за границей, а иск предъявлен к физическому лицу", — говорит г-жа Павлова.
Руководитель направления секретариата Международного арбитражного суда ICC по работе с Восточной Европой, Россией и странами СНГ Галина Жукова отмечает, что в период с 2001 по 2009 год почти 29% дел, прошедших через их суд, имели более одного лица со стороны истца или ответчика. "В шести спорах участников было больше десяти, а в одном случае вообще 28", — говорит г-жа Жукова.
Есть сложности и при рассмотрении дел в коммерческом арбитраже, связанные с банкротством какого-либо участника дела. Советник Clifford Chance Роман Ходыкин считает, что по большому счету дела, связанные с установлением размера требований кредиторов, не касаются вопросов процедуры банкротства. "Вынесенное международным арбитражем решение нарушает права иных кредиторов только в случае, если это решение будет исполняться вне процедуры банкротства. Арбитражное рассмотрение таких требований позволит разгрузить суд", — полагает г-н Ходыкин.
Профессиональные судьи подсчитали, что число арбитражных дел с 2008 по 2010 год выросло в среднем на 30-40%, а в ряде регионов, таких как Москва и Санкт-Петербург, — до 90-200%. Количество поданных в Московский арбитражный суд заявлений достигло в 2009 году 177 тысяч, а за первое полугодие 2010 года превысило 85 тысяч. Количество разрешенных дел увеличилось в 2009 году до 140 тысяч, а за текущий год уже превысило 75 тысяч. В среднем в 2008 году в день подавалось 550 исковых заявлений, а в 2009-м это число уже составляло 1100 исков. К слову, увеличилось и количество жалоб на действия судей — со 130 в 2008 году до 500 в 2009-м. Такой шквальный рост к судебному рассмотрению споров привел к тому, что вместо установленной ВАС средней нормы в 15 рассмотренных дел в месяц реальное количество в 2009 году дошло до 111. Все это, по мнению судей, приводит и к пропорциональному снижению качества правосудия. Бороться с чрезмерной нагрузкой они планируют при помощи государства.