Как сообщалось ранее, граждане еще не успели привыкнуть к публичным отчетам чиновников о своих доходах, а Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству уже предложил палате принять к рассмотрению новый законопроект вдогонку к тому, который потребовал от столоначальников заполнение деклараций, пишет "Российская газета".
Новый законопроект обязывает чиновников отчитываться о своих доходах, заработках супругов и несовершеннолетних детей, как это требуется сейчас. По рекомендованному документу госслужащий должен будет рассказать об имуществе и доходах своих родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек и других близких родственников.
Отчеты о доходах и имуществе явлением нашей жизни стали совсем недавно, поэтому начальственные декларации неизменно вызывают повышенный интерес общества. Если отбросить чисто обывательский вопрос типа "а что ценного есть в семье чиновника?", то подобные отчеты несут важную социальную функцию — они в первую очередь по закону призваны бороться с коррупцией. Ведь ни для кого не секрет, что даже самые рядовые столоначальники при официально низкой зарплате часто явно живут совсем на другие деньги.
Зачем понадобилось так срочно дописывать в принципе свежий закон? Сейчас уже можно констатировать — отчеты о доходах на все вопросы о материальной стороне жизни госслужащего все равно не ответили. Принятый лишь в 2008 году закон N 273-ФЗ больше известен как Закон "О противодействии коррупции".
Именно он обязывает государственных или муниципальных чиновников предоставлять своему начальству сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга и несовершеннолетних детей.
Недавно президентом был подписан указ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов". Указ уточнил порядок проверки достоверности деклараций о доходах, поданных чиновниками. За достоверностью таких отчетов будут следить специальные аттестационные комиссии. Указ поручает руководителям федеральных госорганов в двухмесячный срок сформировать свои комиссии. Регионы и муниципалитеты должны за два месяца разработать и утвердить свои положения о комиссиях.
По российским регионам сейчас идут массовые проверки правдивости чиновничьих отчетов. В Воронежской области, например, прокуратура проверила исполнение антикоррупционного законодательства управой одного из районов. Оказалось, что там не все служащие предоставили честную информацию о своих банковских счетах, доходах и собственности. Один из чиновников не сообщил о доле в капитале строительной компании, хотя был "всего-то" ее учредителем. В прокуратуре сказали, что по результатам проверок 8 должностных лиц управы были привлечены к дисциплинарной ответственности. Для небольшого района это много.
Такая же проверка в Северной столице показала, что районные чиновники тоже не горят желанием показывать все. Прокуратура Санкт-Петербурга обнаружила, что чиновники "забывали" указывать в декларациях квартиры, участки и автомобили.Теперь прокуроры потребовали наказать страдающих провалами в памяти.
Зато в Министерстве внутренних дел наказывать оказалось некого. Там проверили декларации о доходах и имуществе 570 тысяч сотрудников и не нашли ни одной несостыковки.
Замминистра МВД Сергей Герасимов заявил, что анализ предоставленных сведений показал, что все доходы "правомерны и адекватны сложившейся жизненной ситуации". Милицейский чиновник объяснил, что доходы милиционеров иногда кажутся неадекватно большими из-за продажи собственной или оставленной в наследство квартиры для покупки нового жилья.
Раскрывать сведения о доходах и имуществе милиционеров обязали с 1 января нынешнего года. За заведомо ложные сведения пойманным за руку сотрудникам грозит увольнение.
Из отчетов милицейских начальников видно, что, например, каждый второй руководитель имеет внедорожник средней стоимостью 2-2,5 миллиона рублей. При этом годовой оклад, декларируемый обладателями таких машин, составляет чуть более одного миллиона. Похожая картина оказалась и по другим ведомствам.
По мнению автора нового законопроекта депутата Госдумы и члена Комитета по безопасности Александра Куликова, его законопроект совершенно необходим.
"Учитывая размах коррупции в стране, принятие предлагаемых поправок будет содействовать более всестороннему и объективному предупреждению и расследованию правонарушений, связанных с коррупцией, и более эффективному их пресечению, сделает антикоррупционное законодательство более понятным и справедливым с позиции большинства членов общества", — считает автор законопроекта.
Куликов доказывает, что отсутствие механизма контроля за доходами лиц, подпадающих под определение "близких родственников" чиновников, дает возможность с помощью родных легализовать незаконные доходы и избежать негативных для себя последствий.
Как сказано в пояснительной записке к документу, вне сферы финансового и имущественного контроля со стороны государства и общества оказался "значительный круг лиц, чьи финансовые и имущественные отношения, как правило, тесно связаны близкими родственными отношениями с чиновниками, занимающими должность государственной или муниципальной службы".
Кого из близких родственников по новому законопроекту могут обязать подавать декларацию о доходах? Это прежде всего взрослые дети, родители, дедушки, бабушки, братья и сестры чиновника. Именно эта категория родных, говорит статистика, вместе с супругом начальника, нередко оказывается владельцами внушительных состояний, происхождение которых сомнительно и не поддается разумному объяснению. Если говорить технически, то законопроект должен поправить и дописать сразу несколько федеральных законов и в первую очередь Закон "О противодействии коррупции". А в него необходимо добавить пункт, определяющий понятие "близкие родственники": "близкие родственники государственного или муниципального служащего — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки".
Между тем, МВД до последнего не публиковало доходы своих руководителей, вывесив их лишь в конце мая в разделе, который при всем желании практически невозможно было отыскать. Сведения о доходах жен милицейских генералов и вовсе вывесили с опозданием. Кстати, доходы многих супруг оказались очень высокими. Хотя и мужья их выглядят далеко не бедняками. К примеру, каждый второй милицейский руководитель обладает внедорожником средней стоимостью 2-2,5 млн руб. При этом годовой оклад, декларируемый обладателями таких авто, составляет чуть более 1 миллиона рублей. Так, командир московского ОМОНа Вячеслав Хаустов ездит на Volkswagen Touareg (доход — 1,2 миллиона рублей), а у помощника главы МВД Рашида Нургалиева Алексея Позднякова и вовсе сразу два автомобиля — Chevrolet Tahoe и Land Rover при доходе в 883 тысяч рублей. В версию, что милиционеры брали кредит или копили, эксперты верят слабо. "Без учета расходов вся работа по проверке деклараций оказывается пустой тратой времени, — считает председатель профсоюза столичных милиционеров Михаил Пашкин. — Милиционеры пишут все как есть, а откуда это все взялось, никого и не волнует. Главное, чтобы предоставленные сведения не расходились с действительностью". "Одно из двух — либо милиционеры научились утаивать свои доходы, либо МВД невнимательно проверяло, — считает юрист Альберт Феоктистов. — Мы же все видим, как живут сотрудники МВД, и знаем, какая у них зарплата. И только проверяющие из МВД этого в упор не замечают".