ПРАВО.ru
Новости
29 июля 2010, 18:06

Потребители почти всегда выигрывают иски по перебоям электричества - глава СПР

Потребители почти всегда выигрывают иски по перебоям электричества - глава СПР
Суды завалили исками по компенсации убытков от перебоев электричества

90% судебных исков к энергокомпаниям решаются в пользу потребителей, если их бытовая техника вышла из строя из-за перебоев с электроэнергией. Такой информацией председатель Союза потребителей России Петр Шелищ поделился с журналистами на вчерашней пресс-конференции, пишет "Российская газета".

Он рассказал, что из-за жары стало намного больше жалоб на "скачки" электроэнергии, которые приводят к поломке бытовой техники. "Союз потребителей сопровождал десятки таких исков, причем большинство из них были групповыми, в суд подавали жители одного или нескольких домов", — отметил Петр Шелищ. И добавил, что практически все иски выигрывали потребители. "Поэтому я бы посоветовал энергетическим компаниям не доводить дело до суда, — продолжает председатель Союза потребителей России. — Иначе придется не только компенсировать гражданам ущерб, но и выплачивать штраф и судебные издержки".

Впрочем, десятки исков — это далеко не объективный показатель. Многие клиенты энергокомпаний предпочитают не обращаться в суд из-за сгоревшего утюга или DVD-плеера. Хотя, чтобы выиграть такое дело, достаточно заключения пожарной охраны и независимых экспертов, которое могут дать защитники прав потребителей. А вот вернуть деньги за протухшие в неработающем холодильнике продукты не получится. "Вряд ли кто-то станет хранить испорченную еду до суда, — комментирует ситуацию начальник юридического отдела Объединения потребителей России Ирина Соколова. — Да и в суде сложно будет доказать, что продукты испортились именно в тот период, когда отключали электроэнергию".

Сбои в подаче электричества случаются в страдающих от жары регионах все чаще. Во вторник свет отключили в ста жилых домах в центре Волгограда. Не выдержала нагрузки проводка, которая обеспечивает электричеством несколько офисных зданий в Ростове-на-Дону. А в Подмосковье без света на 16 часов остались 18 садовых товариществ, которые насчитывают больше трех с половиной тысяч домохозяйств. Согласно регламентам минэнерго, энергокомпания должна устранить неполадки в течение 24 часов. Однако сами энергетики утверждают, что на починку кабеля требуется около трех суток — провести раскопки и согласовать работы. Сложно даже посчитать, сколько продуктов может испортиться за это время. Не говоря уж о той бане, в которую превратится офис или квартира из-за неработающих вентиляторов и кондиционеров.

Кстати, если климатическая техника не выдержала жары и сломалась, продавцы обязаны отремонтировать ее, заменить на новую или вернуть деньги. "У кондиционеров нет температурного порога, после которого они не обязаны работать, — подчеркивает Петр Шелищ. — Поэтому аномальная жара не аргумент, чтобы отказывать в ремонте или замене кондиционера". Правда, в 99% случаев потребителю просто вернут деньги. Из-за жары кондиционеры в магазинах бытовой техники стали настоящей музейной редкостью.

Помимо сбоев с электроэнергией потребители стали жаловаться на расплавленный асфальт и некачественную одежду, которая из-за жары красит тело. По мнению защитников прав потребителей, аномально высокие температуры могут принести и пользу. А именно: выявить "слабые места" производителей разных товаров и услуг.

В антимонопольное ведомство стали жаловаться на ценовой беспредел в Москве из-за жары. На этой неделе в столице был зафиксирован абсолютный температурный рекорд в 37,4 градуса. Ритейлеры не намерены уступать стихии — они ставят свои рекорды в ценообразовании на вентиляторы и кондиционеры. За месяц стоимость самой доступной охлаждающей техники подскочила в пять-семь раз. ФАС пока не реагирует на ценовой беспредел, объясняя это тем, что законодательством не предусмотрено регулирование цен на бытовую технику. Правда, вчера антимонопольная служба получила первую жалобу по этому поводу и, возможно, проведет проверку. Потребители задаются вопросом, почему Федеральная антимонопольная служба не вмешивается в ситуацию. В ФАС пояснили, что законодательством не предусмотрено государственное регулирование цен на бытовую технику, в том числе на кондиционеры, цена на этот товар регулируется рынком.

Правда, после длительных переговоров с антимонопольной службой все же выяснилось, что вчера в ФАС поступило обращение от Российского института потребительских испытаний по поводу повышения цен на охлаждающую технику и создания искусственного дефицита. В ведомстве пообещали провести проверку по фактам, указанным в обращении. В Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП) рассказали, что москвичи жалуются на высокие цены климатической продукции, большие очереди на установку охлаждающих систем, а также на то, что установку подобных систем надо согласовывать с местными властями. "На установку кондиционера существуют согласительные документы, то есть нужно получить согласие местных властей", — рассказали в пресс-службе ОЗПП. Многие москвичи устанавливают кондиционеры, а потом боятся открывать дверь незнакомым людям — вдруг их накажут за несанкционированную установку. Правда, помочь ОЗПП ничем не может. "В правовом поле мы здесь бессильны", — утверждают защитники прав потребителей.