Судейское сообщество намерено установить в законах специальные нормы нагрузки на судей. Как полагают люди в мантиях, твердые нормы помогут и в борьбе с волокитой. Еще одна инициатива: рассматривать кредитные дела в приказном порядке. Зачем затягивать процедуру, когда и так все ясно? Опять же это снизит нагрузку на судей и позволит сосредоточиться на более важных делах.
Как сообщили "Российской газете" в Арбитражном суде города Москвы, арбитражные суды столичного региона совместно с законодателями и представителями науки создадут рабочую группу, которая подготовит выкладки по нагрузке судей: сколько должен трудиться человек в мантии, чтобы ни граждане, ни правосудие не страдали.
Руководители судебной системы давно говорили о том, что надо узаконить научно-обоснованные нормы нагрузки на судей. Однако до поры дело не двигалось по самым разным причинам. Все может измениться после недавнего вступления в силу закона о компенсации за судебную волокиту. Теперь, если какое-то дело залежится под судейским сукном, казна выплатит гражданину-истцу значительную сумму.
Теоретически граждан технические проблемы судебной системы волновать не должны. Ведь в законе есть четкие сроки, в течение которых суды должны рассматривать дела. Любая задержка — получите иск, ваша честь. Однако, если на человека в мантии навалится гора дел, скажем, 50 заседаний за день, как уложиться в срок? Отсюда арбитражные судьи делают логичный вывод: необходимо искать пути снижения нагрузки, которые бы позволили поддерживать на должном уровне качество судопроизводства. И если количество дел превышает разумные пределы, какие-то, возможно, придется отложить в сторону. Или рассмотреть по иной процедуре.
Однако борьба с волокитой не должна превращаться в фарс, когда сроки становятся важнее справедливости. Именно для обсуждения этих вопросов в Арбитражном суде Москвы посадили за один стол ученых-правоведов, депутатов и самих судей. Как сказал председатель Арбитражного суда Москвы Олег Свириденко, за последние годы нагрузка на судебную систему значительно выросла, и потому нужны законодательные инициативы, чтобы обеспечить достойное качество правосудия. Одна из идей главы столичного арбитража — рассматривать кредитные иски в "приказном порядке", то есть по ускоренной процедуре выдачи судебного приказа. Ведь спорить в таких делах по большому счету не о чем: долги надо отдавать. Так что такой порядок поможет реально разгрузить суды от значительного количества так называемых "бесспорных" дел.
Еще одна проблема — до 15% всех дел, рассматриваемых в арбитражах, приходятся на иски "ценой" в 1-10 тысяч рублей. Люди в мантиях полагают, что большинство из них можно было бы и не доводить до суда, а решить как-то иначе, например, расширив практику урегулирования споров в досудебном порядке, причем в некоторых случаях сделать такую процедуру обязательной. В отдельных случаях спорящие стороны будут обязаны до подачи иска предъявить оппонентам письменную претензию или же пройти через третейский суд.
Кроме того, по мнению председателя Арбитражного суда Московской области Дмитрия Плешкова, необходимо расширить штрафные санкции за злоупотребление процессуальными правами. По замыслу сторонников идеи, это поможет пресечь практику чрезмерного обжалования дел в вышестоящих инстанциях.
- За 2009 год в суде Московской области таких штрафов было выписано всего 30, — сказал Дмитрий Плешков.
Между тем, в Калмыкии из-за низкой нагрузки закрывают суды. В конце июня депутаты Народного Хурала (Парламента) Калмыкии сразу в двух чтениях утвердили проект-инициативу Верховного суда республики об упразднении Ики-Бурульского, Кетченеровского и Октябрьского районных судов. Предсессионное заседание комитета по законодательству, законности, государственному устройству и местному самоуправлению по этому вопросу прошло в закрытом режиме. Никто из депутатов, представляющих "пострадавшие" районы, вопросов докладчику, председателю Верховного суда Калмыкии Евгению Дакинову, не задавал. На вопрос депутата от Яшалтинского района Веры Колдышевой о том, каким образом будет осуществляться правосудие в этих трех районах, и не придется ли жителям ездить в соседние суды, Евгений Дакинов ответил: схема размещения судов практически не изменится, в районах, в которых упразднены суды, будут созданы постоянные судебные присутствия. К сожалению, пояснить словосочетание "судебное присутствие" докладчик отказался, ссылаясь на адвокатское прошлое депутата. В беседе с нами парламентарий заметила, что ранее в своей практике нигде не встречала подобной терминологии и консультация инициаторов подобного законопроекта с учетом последних преобразований была бы кстати. В самом деле, если депутат с юридическим образованием просит разъяснений на сей счет, сколько тогда вопросов возникнет у тех же бабушек и дедушек, которым в силу возраста и страха перед любыми реформами и отсутствием информации о конкретном проекте трудно понять, что вместо суда у них нынче какие-то судебные присутствия". Как стало известно журналистам, поводом для упразднения судов стал низкий показатель их нагрузки.