ПРАВО.ru
Новости
3 сентября 2010, 13:38

Власти хотят решать споры финансистов особым судом

Власти хотят решать споры финансистов особым судом
Скоро в АПК будет внесена отдельная глава, посвященная подведомственности споров на финансовом рынке специальному финансовому суду

Международному финансовому центру нужен отдельный финансовый суд. Как заявила вчера на форуме "Банки России — XXI век" в Сочи статс-секретарь Минэкономразвития Анна Попова, скоро в АПК будет внесена отдельная глава, посвященная подведомственности споров на финансовом рынке специальному финансовому суду. Профсообщество неоднозначно оценило инициативу министерства: одни верят, что нововведение МЭР позволит решить проблему некомпетентности российских судей, другие уверены, что новый суд лишь усложнит действующую судебную систему.

Финансовый суд планируется ввести в рамках создания Международного финансового центра (МФЦ). По словам Анны Поповой, у МЭР есть договоренность с ФСФР о том, что новой структуре будут подведомственны споры участников фондового рынка. Вопрос о передаче под юрисдикцию новой структуры банковских споров пока не решен.

"Если его судьи будут иметь статус профессиональных, а статус финансового суда пропишут в АПК, то Банк России не будет против", — сообщил источник в Банке России. Но если это будет подобие третейского суда РСПП, то Центробанк поддерживать такое начинание не готов. В ФСФР пояснили, что в целом идею МЭР поддерживают, а детали ее реализации обсуждаются. Член комитета Государственной думы по финансовому рынку Павел Медведев пояснил, что еще несколько лет назад "было ощущение, что нужен специализированный суд в области новых для России отношений — финансовых".

Как заявил замдиректора департамента корпоративного развития МЭР Дмитрий Скрипичников, речь идет о суде, который создается по указанию президента России Дмитрия Медведева. Разрешение финансовых споров будет производиться именно в рамках МФЦ, говорит г-н Скрипичников.

Он пояснил, что новая судебная структура создается для того, чтобы в России были "более грамотные судьи", судебные процессы были прозрачными и удобными для всех участников, а споры рассматривались быстро. "За рубежом уже успешно существует подобная практика. Это не специальный финансовый суд, это арбитражный суд, где рассматриваются экономические споры, есть специализация: банкротная, корпоративная, теперь предполагается финансовая, возможно, в дальнейшем патентная. Это все разные специализации в рамках одной судебной системы", — пояснил Дмитрий Скрипичников. По его словам, дополнительные финансовые затраты на создание финансового суда не требуются.

Однако, по оценке президента ассоциации региональных банков "Россия" Анатолия Аксакова, на создание новой структуры все же потребуется 1 миллиард рублей. Г-н Аксаков считает, что инициатива МЭР правильная, поскольку позволит профессионально и оперативно принимать решения. По его словам, в российских арбитражных судах недостаточно специалистов, которые разбираются в тонкостях финансовых инструментов.

Согласен с этим и управляющий партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн" Семен Эпштейн: "Основной рост нагрузки на арбитражные суды в России пришелся на конец 2008 — начало 2009 года, фактически совпав с наступлением кризиса в России". Судьи до сих пор с трудом справляются с количеством дел, которые ежедневно сотнями поступают на их рассмотрение. "В день в Московский арбитраж в указанный период поступало около 1100 исков, что вдвое больше, чем в 2008 году. Арбитражные суды, конечно, справляется с потоками дел, но такой конвейер не может не отразиться на качестве принимаемых ими решений, — считает г-н Эпштейн. — Появление специальных судов должно ускорить рассмотрение споров между профучастниками рынка ценных бумаг, а также между ними и клиентами".

То, что Минэкономразвития хочет прописать новый суд в АПК, важно и с практической точки зрения. Первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев отмечает, что третейские суды недостаточно востребованы на рынке: там разбирательство может идти только при согласии двух сторон. "У нас фактически очень небольшие объемы досудебного разбирательства, в основном все идут в арбитраж", — говорит г-н Мурычев.

По словам главы Национальной фондовой ассоциации Константина Волкова, важно, чтобы появился централизованный суд и нарабатывал практику в соответствии с современными реалиями финансового рынка. В третейских судах уже есть компетентные арбитры, разбирающиеся в реалиях финансового рынка лучше профессиональных судей, но их авторитет в судебных разбирательствах для многих пока еще недостаточен.

Профучастники рынка идею финансового суда пока не приняли. "Введение финансового суда только усложнит судебную систему, потребует значительной переработки всей нормативно-правовой базы и на практике все равно вызовет очередные споры о подсудности конкретных дел", — опасается директор правового департамента банка "Ренессанс Капитал" Сергей Королев.

Напомним, что Ассоциация российских банков (АРБ) объявила о выборе первого финансового омбудсмена (общественного примирителя) в России — им стал депутат, член комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Главная задача омбудсмена — разрешать конфликты между банками и их клиентами. Омбудсмен сможет не только обращаться в банки за разъяснениями, но и самостоятельно принимать решения по спорам до 300 000 рублей, пояснил Медведев. Омбудсмен действует "на договорных началах" между банками — членами АРБ, подписавшими соответствующее соглашение, пояснил Медведев. Ранее идею о необходимости финансового омбудсмена высказывал президент ассоциации региональных банков "Россия" Анатолий Аксаков. И выражал опасения, что АРБ "суетой дискредитирует идею". "Аксаков — мой бывший студент, — говорит Медведев. — Я попрошу его, чтобы он не пытался организовывать что-то альтернативное: это может запутать людей".