Сотовые операторы просят вице-премьера Сергея Иванова не допустить принятия поправок к закону "О связи", которые включат сотовых операторов в категорию существенных. В этом случае межоператорские тарифы, которые влияют на конечные цены для абонентов, будут регулироваться государством. Сотовые компании уверены, что достаточно контроля со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), а регулирование их тарифов приведет к снижению инвестиций в отрасль и положит конец эпохе дешевой сотовой связи. 9 сентября этот вопрос будет обсуждаться в правительстве.
В распоряжении журналистов оказалось письмо президента Инфокоммуникационного союза Александра Крупнова, отправленное вчера на имя вице-премьера Сергея Иванова. В нем союз высказывается против инициативы депутата Госдумы Максима Коробова о включении в список существенных операторов сотовой связи. "Меры дополнительного госрегулирования и финансовые потери компаний сотовой связи… снизят инвестиционную привлекательность публичных компаний и этого сектора экономики в целом",- говорится в письме. При этом операторы сотовой связи и так попадают под антимонопольное регулирование, в случае принятия поправок их будет контролировать еще и Россвязь.
Окончательное решение должна принимать комиссия по транспорту и связи под председательством Сергея Иванова, согласительное совещание запланировано на 9 сентября. Александр Крупнов подтвердил факт отправки письма. В секретариате Сергея Иванова ситуацию не комментируют.
Инфокоммуникационный союз приводит данные исследований Wireless Intelligence, по которым средняя стоимость минуты сотовой связи в России в течение последних десяти лет снизилась с $0,31 до $0,04 на конец 2009 года, то есть почти в восемь раз. Госрегулирование цен на услуги присоединения и пропуска трафика сотовых операторов, по мнению союза, неизбежно отразится на стоимости услуг сотовой связи для конечных потребителей. По статистике, тарифы сотовых операторов с 2005 по 2009 год снизились на 63,5%, а тарифы на услуги местной телефонной связи существенных операторов, наоборот, выросли на 73,1%.
- Игорь Юргенс, вице-президент РСПП
По закону "О связи" существенными считаются операторы, которые занимают более 25% номерной емкости в определенном регионе. Сейчас такой статус присваивается только операторам фиксированной связи, например, существенными признаны семь межрегиональных компаний связи (МРК) "Связьинвеста", "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) и др. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) регулирует межоператорские тарифы (цены на услуги по пропуску трафика и услуги на присоединение) существенных операторов. Кроме того, такие операторы обязаны "пускать" на свою сеть всех желающих на одинаковых условиях.
Идея распространить понятие существенных и на операторов сотовой связи появилась еще в 2006 году, в 2008-м соответствующие поправки в Госдуму внес депутат от "Единой России" Максим Коробов. Летом за принятие законопроекта высказалось Минкомсвязи, запросив позицию ФСТ, ФАС, Минэкономразвития и других заинтересованных ведомств. Против высказались ФАС и Минэкономразвития. Последнее вовсе предложило отменить госрегулирование тарифов на фиксированную связь в регионах с высокой конкуренцией операторов сотовой и фиксированной связи.
Возможность регулирования тарифов "тройки" не основная опасность законопроекта, считает менеджер крупной телекоммуникационной компании. "Основная опасность — в требовании присоединять к своей инфраструктуре любого желающего. "Большая тройка", активно инвестировавшая последние годы в инфраструктуру связи, может потерять свое основное конкурентное преимущество, любой игрок сможет воспользоваться ее инфраструктурой",- объясняет он. Это будет выгодно небольшим игрокам, региональным операторам связи и "Ростелекому", который готовится построить четвертого федерального сотового оператора.
Аналитик ИК "Тройка Диалог" Евгений Голосной считает, что регулирование определенно приведет к снижению маржи операторов и инвестиционной привлекательности. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс не считает разумной идею ввести госрегулирование межоператорских тарифов сотовых операторов. "Создана конкурентная среда, на рынке существует достаточное количество сотовых операторов. Если будут выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, например картельные сговоры, вмешаться в ситуацию и отстоять интересы абонентов всегда в состоянии Федеральная антимонопольная служба",- считает господин Юргенс.
Представители "большой тройки" и в 2008 году, и сейчас высказываются резко против законопроекта Максима Коробова. В МТС, "Вымпелкоме" и "МегаФоне" отмечают, что регулирования отрасли со стороны ФАС вполне достаточно. Дополнительное регулирование со стороны государства приведет к сокращению инвестиций в отрасль.
Напомним, что в июле Государственная Дума приняла к рассмотрению законопроект № 405325-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 45 Федерального закона "О связи", касающийся регулирования платежей через мобильные телефоны. Об этом сообщается в материалах палаты. Как отмечают в пояснительной записке к проекту ФЗ его авторы, депутаты Госдумы В. Резник и Ю. Исаев, в последнее время все большее развитие приобретают услуги по осуществлению физическими лицами — абонентами операторов услуг связи платежей за товары, работы услуги с использованием устройств сотовой связи без открытия им банковских счетов (так называемые мобильные платежи). Проект ФЗ направлен на создание правовых условий для развития института мобильных платежей, а также на создание условий для совершенствования информационных технологий их осуществления. законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" новой статьей, определяющей особенности осуществления кредитными организациями расчетов по обязательствам физических лиц, являющихся абонентами операторов связи, без открытия им банковских счетов. В частности, предлагается определить, что кредитная организация вправе заключить с оператором связи договор по условиям которого, кредитная организация осуществляет расчеты от своего имени по обязательствам физических лиц, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности, являющихся абонентами этого оператора связи, без открытия им банковских счетов, а оператор связи обеспечивает указанным физическим лицам на основе оказываемых услуг связи информационное взаимодействие с кредитной организацией, необходимое для осуществления указанных расчетов, а также осуществляет последующее перечисление кредитной организации денежных средств своих абонентов — физических лиц.