Госдума РФ сегодня на пленарном заседании приняла в первом чтении президентские поправки в УПК РФ, касающиеся создания и правил работы системы проверочных инстанций в уголовном процессе, передает из палаты корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.
Сегодня депутатам о них рассказывал полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Гарри Минх.
Законопроектом предлагается установить единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам. При этом кассационные инстанции предлагается преобразовать в апелляционные с сохранением существующей системы судоустройства судов общей юрисдикции.
При этом районный суд будет выступать апелляционной инстанцией для судебных актов мирового судьи, верховный суд республики, краевой, областной, окружной (флотский) и равный им суд — апелляционной инстанцией для судебных актов районного (гарнизонного военного) суда, Верховный суд РФ — апелляционной инстанцией для судебных актов верховного суда республики, краевого, областного, окружного и равных им судов.
В соответсвии с документом, суды апелляционной инстанции наделяются полномочиями по проверке судебных актов по уголовным делам, которые не вступили в силу, с точки зрения фактических и правовых оснований с вынесением нового судебного акта, полностью замещающего приговор, определение, постановление суда первой инстанции.
Кроме того, апелляицонные инстанции наделяются полномочиями по исследованию новых доказательств по правилам производства в суде первой инстанции, по проверке производства по делу в полном объеме и в отношении всех осужденных.
При этом у апелляции будет возможность отменить судебный акт, принятый нижестоящим судом, с направлением уголовного дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд, либо в прокуратуру.
Апелляционные инстанции вводятся в связи с тем, что именно они могут пересмотреть жалобу в полном объеме, чем не наделены кассационные инстанции, отметил Г. Минх. Сегодня решения судов общей юрисдикции обжалуются, как правило, сразу в суде кассационной инстанции, что не представляется правильным.
Кроме того, законопроектом предлагается внести новый кассационный порядок проверки судебных решений, вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда исключительно по вопросам права.
В качестве оснований для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке устанавливаются существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона. При этом в документе сохраняется требование о недопустимости поворота к худшему при пересмотре оправдательного приговора или иного решения о прекращении уголовного дела.
Полномочиями суда кассационной инстанции предлагается наделить президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения и так далее, а также Судебную коллегию Верховного Суда РФ и Военную коллегию ВС РФ.
При этом полномочия по пересмотру в порядке надзора сохраняется только за Президиумом ВС РФ.
Так как увеличение штатной численности судей ВС РФ не предполагается, в законопроекте в целях нормального функционирования апелляционной инстанции в ВС РФ предлагается сократить количество уголовных дел, подсудных верховным судам республик, краевым, областным и равным им судам, посредством передачи этих дел в юрисдикцию районных, гарнизонных (военных) судов.
При этом предусматривается исключение из компетенции ВС РФ рассмотрения дел по первой инстанции.
Как сообщалось на заседании Госдумы, Верховный суд согласен с концепцией законопроекта.
Закон вступит в силу с 1 января 2013 года. Именно такой срок необходим для перестройки судебной системы, отметил Г. Минх.
На это из бюджета будет выделено 2,382 миллиарда рублей.
С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.