По распоряжению руководства Мосгорсуда была взята под охрану судья Дорогомиловского райсуда Вера Белкина. Поводом для этого стали угрозы, поступающие судье в связи с рассматриваемым ею делом москвича Павла Зайки. Он обвиняется в разбойном нападении на таксиста-частника, однако в его защиту в интернете развернулась целая кампания.
Заседание по делу Павла Зайки прошло в спокойной обстановке. Судя по всему, бушующие в интернете страсти вокруг этого процесса на его ходе не сказались. В частности, были допрошены два свидетеля — сотрудник патрульно-постовой службы милиции Александр Каширин, принимавший участие в задержании Павла Зайки, и понятой Иван Крупин, присутствовавший при обыске обвиняемого.
Из рассказа свидетеля Каширина можно было понять, что в ночь на 19 марта ему поступило сообщение о том, что недалеко от дома N 35 по Кутузовскому проспекту было совершено нападение на водителя частного такси. По словам милиционера, прибыв на место, он вместе с коллегами задержал нападавшего — находившегося в заметном подпитии москвича Павла Зайку (в тот день он отмечал день рождения ребенка друга), по профессии водителя скорой помощи, ранее работавшего в правоохранительных органах.
Согласно материалам дела, потерпевший, гражданин Узбекистана Улугбек Матчанов, в ту ночь подвозил Павла Зайку в Перово от станции метро "Динамо". В районе Кутузовского проспекта, говорится в деле, пассажир неожиданно потребовал остановить машину и заявил, что платить не будет. А когда водитель возмутился, Павел Зайка якобы попытался отнять у частника сотовый телефон Nokia. Как утверждал в первоначальных показаниях Улугбек Матчанов, пассажир даже стал угрожать ему перочинным ножом, а когда он сумел вырвать из рук пассажира свой телефон и убежать, Павел Зайка, по словам потерпевшего, выбил рукоятью ножа в его автомобиле боковые стекла и повредил лобовое стекло. Следствие квалифицировало действия Павла Зайки как разбойное нападение.
Милиционер Каширин подтвердил в суде, что о причинении Павлом Зайкой повреждений машине Улугбека Матчанова ему известно со слов потерпевшего. При этом свидетель заявил, что не слышал от коллег, чтобы задержанный, угрожая ножом, пытался отнять у таксиста-частника телефон. Второй же свидетель Иван Крупин, присутствовавший при изъятии ножа у Павла Зайки, особо отметил, что тот висел у обвиняемого в чехле на боку и был сдан милиционерам по первому требованию.
По словам адвоката Евгения Харламова, его подзащитный Зайка утверждает, что не он был зачинщиком конфликта, а таксист. Узнав, что пассажиру нечем заплатить за проезд, тот избил его, сломав нос. Павел Зайка признает, что со злости действительно разбил в машине Улугбека Матчанова стекла. Но похищать его телефон, а тем более угрожать ножом даже не собирался.
В свою очередь, супруга обвиняемого Алина Зайка заявляет, что после задержания ее мужа и потерпевшего посадили сначала в одну камеру, там они, по утверждению женщины, помирились, и Матчанов решил не писать заявление в милицию. Но милиционеры, задерживавшие обвиняемого, говорит госпожа Зайка, не дали спустить это дело на тормозах и добились от Улугбека Матчанова показаний против Павла Зайки. "Еще до возбуждения дела милиционеры потребовали за освобождение мужа 100 тысяч рублей,- заявила женщина.- А когда дело о разбое возбудили, сумма выросла уже до €115 тысяч". Впрочем, в самом уголовном деле нет никаких упоминаний о якобы имевшем место вымогательстве, подсудимый и его защита по этому поводу ни с какими обращениями куда-либо не обращались.
По словам адвоката Улугбека Матчанова Владимира Атаева, его клиент изменил свою официальную позицию и теперь заявляет, что подписал заявление в милицию не читая, поскольку жил в Москве без регистрации и очень боялся стражей порядка. Причем, утверждает адвокат, еще в апреле этого года в письменной форме Улугбек Матчанов отказался от признательных показаний, а летом выехал на родину.
Вся эта история получила большой резонанс, после того как супруга подсудимого летом текущего года рассказала о ней в программе "Максимум" телеканала НТВ. После этого в интернете развернулась целая кампания в защиту подсудимого под лозунгом "Спасти рядового Зайку!". Через некоторое время председательствующая на процессе по делу Павла Зайки судья Вера Белкина получила на свой электронный адрес несколько писем с угрозами. А не так давно, как рассказала госпожа Белкина, "какой-то мужчина" подошел к ней на улице и "пригрозил расправой". После этого Вера Белкина была вынуждена обратиться к своему руководству с просьбой о предоставлении ей защиты. "Я не понимаю, чего от меня хочет интернет-сообщество,- заявила госпожа Белкина.- Я последовательно допрашиваю свидетелей, пытаюсь объективно разобраться в деле и не понимаю, откуда у людей по отношению ко мне столько злобы и агрессии?"
"В этом деле налицо одна из самых примитивных форм давления на суд — прямые угрозы",- заявила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева. Она напомнила, что еще до случая с госпожой Белкиной председатель Мосгорсуда Ольга Егорова сообщала на пресс-конференции, что только в этом году с просьбой о защите уже обращались 13 московских судей.
В течение двух часов с момента обращения судье могут предоставить защиту, заявила 21 сентября на пресс-конференции председатель Мосгорсуда Ольга Егорова. Она рассказала, что участились случаи угроз в адрес судей. "За 40 лет моей работы в суде такого не было. В адрес 13 московских судей поступали угрозы, однако они не просили предоставить им защиту", — заявила Егорова. Также, по словам главы Мосгорсуда, поступали угрозы и в ее собственный адрес. По мнению Егоровой, причины участившихся угроз в адрес судьей с тем, что "люди либо завидуют, либо злятся, что у них ничего не получается, либо человек недоволен, как велось его дело". Председатель Мосгорсуда считает, что суд должен оперативно рассматривать дела и по ним должны выноситься понятные для граждан решения. "Когда дела длительно не рассматриваются, откладываются, у людей возникает недовольство", — заявила Егорова. Кроме того, по мнению Егоровой, звонят с угрозами тому, кто позволяет это делать. "Если судья скажет "нет" ему никто звонить не будет. С гражданами, которых не знаешь, по телефону общаться не стоит", — считает председатель Мосгорсуда. Также она пояснила журналистам, что в случае угрозы судье в течение двух часов могут организовать защиту. Для этого судья должен позвонить Егоровой или председателю районного суд, которые обращаются в МВД или ФСБ. Предоставление охраны возможно как по месту жительства, так и по месту работы. Ольга Егорова также рассказала, что одному из суде Мещанского суда звонили по телефону с требованием вернуть деньги, которые та якобы взяла. Как выяснилось, звонили из мест лишения свободы. Осужденного ввел в заблуждение его адвокат, который уверял, что заплатил деньги судье за оправдательный приговор. Кроме того, осужденному выносила приговор другая судья Мещанского суда. На вопрос о расследовании дела убитого 12 апреля 2010 судьи Эдуарда Чувашова, Егорова заявила, что в настоящее время оно находится в Следственном комитете при прокуратуре РФ у Александра Бастрыкина.