Осужденный по делу об убийстве Галины Старовойтовой Юрий Колчин этапирован в Москву. Переезд из Петербурга, где он опрашивался в рамках уголовного дела по тройному убийству на Кипре, вызван заинтересованностью в Колчине со стороны бригады следственного комитета, ведущей расследование преступлений так называемого "тамбовского" сообщества. Журналистам стало известно, что в деле появились свидетельства, проливающие свет на самое громкое криминальное событие 90-х, — убийство генерального директора ОРТ Владислава Листьева. И назван заказчик.
Этапирование Колчина из Петербурга, где он содержался в Крестах, в Москву состоялось 24 сентября этого года. Как конфиденциально сообщили в КМ ГУВД, незадолго до этого его несколько раз навещал известный сотрудник Департамента уголовного розыска МВД РФ полковник Геннадий Захаров — куратор оперативного обеспечения следственной бригады по делу Барсукова-Кумарина (которому предъявлено обвинение в организации преступного сообщества и убийствах).
Как говорят в кулуарах столичного СК, Юрий Колчин вспомнил факты, которые, по его мнению, могут пролить свет на убийство журналиста Листьева. Он якобы рассказал целую историю: что, будучи в середине 90-х хорошим приятелем депутата Госдумы Михаила Глущенко (находится под арестом по обвинению в тройном убийстве) и его компаньона по силовому предпринимательству Василия Владыковского, он стал свидетелем ряда встреч и разговоров. В ходе одной из них известный в Петербурге преступный авторитет Константин Яковлев по прозвищу "Могила" предложил некоему Эдуарду Канимото устранить Листьева. Обращение к Канимото было продиктовано тем, что он и его два товарища были должны Яковлеву крупную сумму денег. Канимото в свою очередь обратился к своему "бригадиру" Владыковскому, который после согласования с шефом — Кумариным, согласился с предложением Яковлева.
После чего Канимото, Валерий Суликовский и еще один стрелок расстреляли в Москве Владислава Листьева. Это произошло 1 марта 1995 года. Сам Колчин лишь предоставлял киллерам квартиру в столице. А уже после убийства Москву посетил сам Константин Яковлев вместе с Владимиром Кумариным и Глущенко. В одной из гостиниц они встретились с самим Борисом Березовским. Именно в ходе этого разговора Яковлев и Кумарин припугнули истинного заказчика Березовского оглаской. Вследствие этого член совета директоров ОРТ Борис Березовский, несмотря на то, что рассчитался за исполнение, начал регулярно выплачивать им крупные суммы. Вот такой блокбастард.
Уже несколько недель в ГУ МВД по СЗФО на улицу Чайковского вызываются те, кто был близок к Константину Яковлеву на то время. В том числе беседовали и с авторитетным питерским коммерсантом Владимиром Кулибабой.
О новом повороте в расследовании эпизодов Владимира Кумарина доложено главе СКП Александру Бастрыкину. Тем не менее, рано говорить о том, что убийство Листьева раскрыто — практически все основные фигуранты рассказа Колчина мертвы. Так, в 2003 году в Москве расстрелян Константин Яковлев, Эдуард Канимото убит в Санкт-Петербурге 4 января 2007 года, Суликовский пропал без вести еще в 2000-ом году, третий стрелок, принимавший (по версии Колчина) участие в устранении Листьева, также ликвидирован в результате гангстерских войн. Владыковский находится в международном розыске по обвинению в мошенничестве по уголовному делу, связанному с захватом кафе ООО "У Казанского" на Невском проспекте. Сам Михаил Глущенко, находящийся под арестом в СИЗО № 5, выразил намерение сотрудничать cо следствием, но пока еще не формализовал это намерение. К тому же, всем известны его письменные заявления начала 90-х, когда он, арестованный вместе с тем же Колчиным за хранение оружия, провозгласил себя турецким шпионом, завербованным взорвать Запорожский танкостроительный завод. Что несколько подрывает значимость его слов. Самого Бориса Березовского допросить навряд ли удастся, поэтому журналисты решили до него дозвониться.
"Мне все эти версии неинтересны. У меня есть свои предположения о том, кто может быть причастен к убийству Листьева. Но, то, что там сейчас происходит, — это бред и идиотизм", — заявил он.
Адвокаты Михаила Глущенко и Юрия Колчина устранились от публичных комментариев. А как сообщил изданию адвокат Кумарина Сергей Афанасьев, к его подзащитному "по поводу Листьева не обращались". И подкинул еще одну рабочую "сенсацию": "Может, они нам еще и убийство Кеннеди инкриминируют".
Тем не менее, знакомство Константина Яковлева, на то время являющегося фактическим владельцем рекламных агентств, с Борисом Березовским — не секрет. Они активно сотрудничали в формате рекламного бизнеса на телевидении как раз в середине 90-х. Другое дело, что между ними всегда стояла фигура Бадри Патаркацишвили (скончался в Лондоне в 2008 году), который с 1995 по 2001 год занимал руководящие посты на телеканалах ОРТ и ТВ-6.
В деле Листьева за 15 лет было много версий о том, кто мог быть заказчиком и кто исполнителем данного преступления. Первые громкие заявления появились через пять месяцев после убийства. Тогда Генеральная прокуратура заявила, что заказчики найдены, но на следующий день вдруг взяла свои слова обратно. Еще через два месяца генпрокурора Ильюшенко уволили. Летом 1997 года писали, что в Тбилиси арестован и выдан России для допроса по делу Листьева член "солнцевской" группировки Игорь Даждамиров. Но заявлениями все и закончилось. Затем появилась версия: киллером мог быть бывший десантник Александр Агейкин, который в срочном порядке выехал за границу. В августе 1995 года один из высших чинов Генпрокуратуры неосторожно заявил в интервью, что убийцы Листьева известны и находятся за границей. Через день после этого в Тель-Авиве Агейкин скончался якобы от передозировки наркотиков.
После смерти Листьева ряд преступников признавались в его убийстве, но потом отказывались от своих показаний. Например, подозреваемый в убийстве депутата Юрия Полякова, — но затем он отказался от показаний.
Александр Литвиненко, бывший подполковник ФСБ, в своей книге "Лубянская преступная группировка" косвенно обвиняет Александра Коржакова в организации убийства Листьева. Появилась в СМИ и версия о причастности Березовского к преступлению.
Следствие по делу Листьева было приостановлено 21 апреля 2009 года. 1 марта 2010 года истекают сроки давности по данному делу. Однако СКП не собирается прекращать расследование уголовного дела по факту убийства известного тележурналиста. Об этом в годовщину смерти Листьева заявили в ведомстве.
Адвокаты фигурантов уголовных дел, касающихся тамбовского ОПС, заявили, что их клиенты не давали никакой информации об убийстве, и не смогли даже предположить, кто именно из арестованных или осужденных "тамбовских" мог дать показания по этому преступлению. Телефоны адвоката Сергея Афанасьева, защищающего авторитетного предпринимателя Владимира Барсукова (Кумарина), которого правоохранительные органы считают лидером ОПС, 24 октября не отвечали. Напомним, что по обвинению в рейдерских захватах к различным срокам заключения уже приговорены сам Владимир Барсуков и несколько членов тамбовского ОПС. В отношении ряда "тамбовских" и их предполагаемого лидера ведется следствие и по другим обвинениям, уже были случаи, когда отдельные обвиняемые шли на сотрудничество с правоохранительными органами.