Государственная Дума приняла сегодня в первом чтении пакет документов, касающихся деятельности Следственного комитета РФ. Был принят базовый федеральный закон "О Следственном комитете РФ" и два законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" и федеральный закон "О внесении изменений в некоторые ФКЗ в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия".
Законопроекты были внесены президентом РФ Дмитрием Медведевым 27 сентября 2010 года. Основная идея этой законодательной инициативы — вывод Следственного комитета из системы прокуратуры РФ, отметил сегодня представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, в целях повышения качества работы Следственного Комитета РФ. Кроме того, дополнил его председатель Комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, документ направлен на увеличение объективности следствия и увеличения раскрытия преступлений.
Документ устанавливает основные задачи, принципы СК РФ, а также порядок прохождения службы в СК РФ, закрепляет особенности функционирования военных следственных органов.
Документом предусмотрено, что СК РФ будет руководить президент, в том числе он имеет полномочие на назначение председателя СК РФ. Заместители председателя СК РФ будут назначаться также президентом по представлению председателя СК РФ. Согласно документу, недопустимо вмешательство в деятельность СК РФ.
Законопроектом устанавливается, что основными задачами Следственного комитета являются оперативное и качественное расследование преступлений, обеспечение законности при производстве предварительного следствия, осуществление процессуального контроля деятельности органов СК РФ и другое.
Как рассказал В. Плигин, расследование уголовных дел будет полностью выведено из системы прокуратуры. За прокуратурой останется надзорная функция. Однако, как подчеркнул В. Плигин, сохраняется прокурорский надзор за СК РФ, а также судебный контроль. В том числе при избрании меры пресечения, наложении ареста и некоторых других следственных действиях.
Следственная служба согласно документу будет являться видом госслужбы, поэтому требования и ограничения, запреты и обязанности, предъявляемые к сотрудникам, регулируются также законом о государственной службе в РФ.
Сотрудники СК РФ не могут быть сотрудниками общественных объединений, занимающихся политической деятельностью, не могут заниматься иной деятельностью, кроме как научной, педагогической и творческой.
Кроме того, в СК не смогут работать граждане, имеющие судимость, в том числе погашенную, а также те, кто имеет близкое родство с непосредственным руководителем.
Правовой статус сотрудников СК РФ перенят из действующего законодательства. Сотрудник СК РФ будет иметь право беспрепятственно входить на любую территорию государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций при предоставлении соответствующего удостоверения, а также право на доступ к материалам этих органов и организаций. Кроме того, следователи смогут участвовать в заседаниях органов госвласти и местного самоуправления.
Как и следовало ожидать, документ в Госдуме обсуждали бурно. В частности, некоторых депутатов возмутил факт, что президент замыкает на себе и своем окружении руководство СК РФ. Кроме того, по мнению Виктора Илюхина из КПРФ не ясно, к какой ветви власти будет относиться СК РФ.
По мнению лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского, разделение функций необходимо и правильно, однако, по его словам, "нельзя делать из СК монстра", который будет карать и сажать. По его словам, необходим орган или аппарат по контролю за СК РФ, который будет докладывать президенту о состоянии дел.
Депутат Александр Хинштейн от единороссов отметил, что будущее за единым следствием. Но в то же время, по его мнению, документы требуют системной доработки. Особенно это касается взаимодействия с органами прокуратуры. Нормы прокурорского контроля в законопроекте представлены недостаточно, отметил он. Однако независимое следствие может существовать только при сильном надзоре, и этот баланс нужно соблюсти, внеся поправки ко второму чтению, отметил он. Также Хинштейн согласился с мнением В. Илюхина о том, что за прокуратурой нужно оставить возможность возбуждение уголовных дел по материалам проверок.
Как было сообщено на заседании, поправки ко второму чтению будут приниматься только до 29 ноября. Такой срок абсолютно не оправдан, отметил в своем выступлении Геннадий Гудков из "Справедливой России". "Мы категорически не согласны с установленным сроком поправок", — заявил он. По его мнению, должны быть проведены парламентские слушания и серьезная работа. В частности, его смущает тот факт, что СК РФ сможет запрашивать любые документы в системе правоохранительных органов, входить беспрепятственно на любую территорию государственных и муниципальных органов, предприятий и организаций, иметь право к доступу любых материалов. Можно обзавестись хорошим контактом в СК РФ и все проблемы хозяйствующего субъекта будут решены, считает Г.Гудков.
Большой минус, отметил Г.Гудков, что в законопроектом об СК РФ не предусмотрен какой-либо контроль за этим органом. СК РФ должен будет отчитываться только перед президентом. Депутат отметил, что партия поддержит законопроект, однако только в первом чтении. Елена Шарпаева, Pravo.Ru