Правительство РФ представило отрицательный отзыв на законопроект, направленный против заключения работодателями гражданско-правовых договоров с работниками. Сегодня текст отзыва опубликован на сайте Минздравсоцразвития.
В начале ноября депутаты Госдумы А. Исаев и М. Тарасенко внесли в Госдуму проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (доступен в СПС "Право.Ru здесь). Авторы законопроекта отмечали, что он разработан в целях внесения в законодательные акты РФ изменений, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера, использования механизмов "заемного труда" или другими способами.
Спустя месяц Правительство РФ сообщило, что не поддерживает данный законопроект.
В отзыве не отрицается необходимость повышения эффективности защиты трудовых прав работников, в том числе в части, касающиеся недопущения использования механизма "заемного труда". Однако в документе подчеркивается, что большинство положений законопроекта сформулировано без учета уже имеющихся норм, обеспечивающих соответствующую защиту трудовых прав работников.
Так, статьей 1 законопроекта предлагается дополнить статью 8 закона "О занятости населения в РФ" пунктом 3, согласно которому организации по содействию в трудоустройстве, в том числе негосударственные, не вправе заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям.
В предлагаемой редакции пункта 3 под организациями по содействию в трудоустройстве подразумеваются, в том числе госучреждения службы занятости населения, которые реализуют полномочия РФ в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам госвласти субъектов РФ. Перечень данных полномочий установлен пунктом 1 статьи 7.1 закона "О занятости населения в РФ", и к их числу не относится заключение с лицами, ищущими работу, трудовых договоров с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, госучреждения службы занятости населения не уполномочены заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи (предоставления) их для использования их личного труда другим организациям или индивидуальным предпринимателям.
Установление каких-либо запретов в отношении негосударственных организаций по содействию в трудоустройстве населения в части заключения ими трудовых договоров с гражданами, ищущими работу, не является предметом правового регулирования закона "О занятости населения в РФ".
В тоже время, дополнение закона "О занятости населения в РФ" указанным положением лишено смысловой нагрузки. Поскольку российским трудовым законодательством не предусматривается регулирование такого рода отношений, а практическое использование схем "заемного труда будет являться нарушением трудового законодательства.
Согласно Декларации Международной организации труда от 10 мая 1944 года труд не является товаром, следовательно, работник не может быть объектом договорных отношений между несколькими работодателями.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предлагается место реализации услуг по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя, для целей применения налога на добавленную стоимость определять по месту деятельности организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих такие услуги.
В настоящее время на основании положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса РФ место реализации услуг по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя, определяется по месту деятельности покупателя этих услуг. Данный порядок соответствует международной практике определения места реализации по таким услугам для целей применения налога на добавленную стоимость при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
Изменение действующего порядка может привести к тому, что эти услуги не будут признаваться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость как на территории РФ, так и на территории иностранного государства, что противоречит правилам применения налога на добавленную стоимость в международной торговле услугами.
В случае признания утратившим силу подпункта 19 пункта 1 статьи 264 Кодекса, налогоплательщики теряют право уменьшать свою налоговую базу по налогу на прибыль организаций на величину указанных затрат.
Услуги по предоставлению работников сторонними организациями соответствуют сложившейся международной практике и позволяют организациям нанимать более квалифицированный персонал на требуемый период времени, поскольку зачастую неэффективно с экономической точки зрения держать в штате сотрудников, чей функционал не используется в полном объеме в течение длительного периода.
Предусмотренное пунктом 2 статьи 2 законопроекта изменение статьи 264 Кодекса направлено на ограничение возможности привлечения организациями работников по договорам со сторонними организациями посредством механизмов налогообложения прибыли, что, по мнению Минфина России, противоречит предусмотренным статьей 3 Кодекса основным началам законодательства о налогах и сборах.
Поскольку работник не может быть объектом договорных отношений между несколькими работодателями, то в статьей 2 законопроекта следует предусмотреть внесение изменений в абзацы шестой подпункта 4 пункта 1 статьи 148 и в Налогового кодекса РФ подпункт 19 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, предусматривающие предоставление услуг с использованием труда лиц, работающих у работодателей, осуществляющих оказание услуг по гражданско-правовым договорам, заключаемым между организациями.
В статье 3 законопроекта предпринята попытка закрепления в Трудовом кодексе РФ норм, препятствующих уклонению работодателей от заключения трудовых договоров путем необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера.
При рассмотрении предлагаемых законопроектом предложений, необходимо отметить, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Положения Трудового кодекса РФ распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях, и им урегулирована ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с действующей частью 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ, в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Предложение об установлении характера отношений не только судом, но и государственной инспекцией труда, не поддерживается, поскольку объем полномочий государственной инспекции труда как органа, осуществляющего государственный надзор и контроль в установленной сфере деятельности, значительно меньше процессуальных полномочий суда по установлению тех или иных юридических фактов.
Действующим законодательством выполнение работ без оформления договоров (трудовых или гражданско-правовых) не предусмотрено, поэтому предложение о признании их трудовыми, некорректно.
Излишними являются предлагаемые законопроектом изменения в часть 3 статьи 16, статью 61, часть 2 статьи 67, статью 237 Трудового кодекса РФ в части установления положения о том, что запрещается фактическое допущение к работе без ведома или поручения работодателя, его уполномоченного на это представителя или иного лица, выполняющего от имени работодателя какие-либо организационно-распорядительные функции. Поскольку данные действия являются нарушением трудового законодательства, т.к. допуск к работе осуществляется работодателем либо с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Пунктом 6 статьи 3 законопроекта статья 237 Трудового кодекса РФ дополняется положениями, определяющими основания возмещения морального вреда работнику, фактически допущенному к работе без ведома или поручения работодателя, а также определения размера причитающихся ему выплат.
Вместе с тем, нормы статьи 237 Трудового кодекса РФ уже содержат гарантию судебной защиты прав работника на компенсацию морального вреда; кроме того, названные нормы корреспондируются со статьей 151 Гражданского кодекса РФ. В этой связи положения, касающиеся оснований возмещения морального вреда, в дополнительном правовом регулировании не нуждаются.
Предусмотренное законопроектом дополнение статьи 56 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность осуществления работником работы не для лица, заключившего с ним трудовой договор, а для обслуживаемого этим лицом по договору гражданско-правового характера юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Данное предложение противоречит предложению, сформулированному в статье 1 законопроекта, согласно которому организации по содействию в трудоустройстве населения не вправе заключать с лицами, ищущими работу, трудовые договоры с целью передачи их для использования их личного труда другим организациям.
Статьей 4 законопроекта предлагается дополнить новой статьей 5.27.1 Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающей наложение на работодателей административного штрафа в случае уклонения их от заключения трудового договора с работником.
Трудовым кодексом РФ предусматривается обязательное заключение трудового договора с работником, поэтому уклонение работодателя от заключения трудового договора с работником является нарушением трудового законодательства и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях "Нарушение законодательства о труде и об охране труда".
Предлагаемое статьей 5 законопроекта внесение изменений в статью 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (пункт 2 статьи 5 законопроекта) полагаем излишним.
Часть 3 статьи 62 Конституции РФ устанавливает равенство прав и обязанностей иностранных граждан и граждан РФ на территории России.
Данный конституционный принцип реализован в статье 4 названного ФЗ, согласно которой иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ, на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.