Как сообщалось ранее, сенсационным оказалось вчерашнее заседание в Верховном суде (ВС) РФ, на котором прокуратура обжаловала приговор по делу о похищении в 2003 году экспедитора "Евросети" Андрея Власкина и вымогательстве у него и другого сотрудника компании денег и имущества. Обвинявшиеся в этих преступлениях вице-президент "Евросети" Борис Левин, его бывшие подчиненные по службе безопасности компании и экс-сотрудник УВД Южного административного округа (ЮАО) Москвы в ноябре прошлого года были единогласно оправданы присяжными. Вчера представитель прокуратуры неожиданно отказался поддерживать кассационное представление своего ведомства, и ВС оставил приговор в силе.
Бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин, экстрадиции которого из Великобритании Генпрокуратура РФ добивается по обвинению в причастности к этим же преступлениям, сообщил, что "пойдет за билетом" в Москву, как только российское надзорное ведомство отзовет свой запрос о его выдаче.
Ждать начала вчерашнего заседания в ВС РФ его участникам пришлось долго: на этот день в суде было запланировано рассмотрение нескольких десятков дел, и образовалась своего рода очередь. Между тем, адвокаты бывших обвиняемых обсуждали друг с другом и журналистами последние новости, в частности появившееся в электронных СМИ сообщение, что один из присяжных, рассматривавших дело о похищении человека и вымогательстве, имеет несколько судимостей. Адвокаты выражали сомнение в достоверности этих сведений, напоминая, что правоохранительные органы должны проверять такого рода информацию еще при отборе заседателей.
Заседание началось с того, что один из тройки судей зачитал кассационное представление прокуратуры на оправдательный приговор. Из документа следовало, что прокуратура усмотрела в ходе процесса факты давления на присяжных со стороны адвокатов. Среди приведенных в представлении примеров приводились, в частности, высказывание адвоката Владимира Калиниченко о показаниях свидетелей "То, что вы смотрите,— это театр-водевиль XIX века" и реплика другого защитника Марата Файзулина о том, что "милиция работает плохо". Кроме того, в представлении говорилось, что председательствовавший на процессе в Мосгорсуде судья Андрей Коротков преднамеренно не прерывал адвокатов, когда те нарушали нормы Уголовно-процессуального кодекса.
Представитель потерпевших по делу сказал суду, что, по его мнению, вина фигурантов дела доказана.
Затем слово было предоставлено представителю прокуратуры Анатолию Башмакову. Его выступление стало настоящей сенсацией и, как нетрудно было заметить, застало врасплох всех участников заседания, в том числе и бывших подсудимых. Господин Башмаков заявил, что не будет поддерживать кассационное представление. "Оснований для отмены приговора нет,— сказал, в частности, он.— Все доводы, которые содержались в обвинительном заключении, были рассмотрены в суде. Отдельные высказывания, нарушающие нормы закона, судьей пресекались. И сам вердикт присяжных говорит о недоказанности вины подсудимых. Основываясь на ст. 341 ("Тайна совещания присяжных заседателей") и ст. 351 ("Постановление приговора"), считаю, что приговор необходимо оставить без изменений, а кассационное представление — без удовлетворения".
После этого не скрывавшим своего удивления адвокатам оставалось лишь поддержать прокурора. Господин Калиниченко сказал суду, что "тут добавить нечего", а господин Файзулин в своей речи, видимо, от радости назвал господина Башмакова "коллегой".
После этого совещание судейской тройки уже выглядело формальностью. Когда судьи удалились в совещательную комнату, супруга одного из бывших подсудимых Сергея Каторгина даже воскликнула: "Вы понимаете, что это все?!", однако из суеверия на нее зашикали.
В итоге ВС отклонил кассационное представление прокуратуры, оставив оправдательный приговор в силе. Оглашение решения сопровождалось аплодисментами экс-подсудимых и их защитников, а по завершении они стали обнимать друг друга.
После заседания адвокат Бориса Левина Владимир Калиниченко заявил, что они с прокурором Башмаковым пришли к общему мнению: проводившему процесс судье Мосгорсуда Андрею Короткову "нужно поставить памятник". "Он делает важную работу,— пояснил адвокат,— дисциплинируя следствие и заставляя его как следует расследовать дела". По мнению господина Колесникова, "из нескольких десятков томов уголовного дела относящиеся к этой истории материалы занимали максимум пять томов". Адвокат выразил уверенность, что теперь Генпрокуратура РФ обязана отозвать запрос об экстрадиции экс-совладельца "Евросети" Евгения Чичваркина, которому инкриминируется причастность к тем же преступлениям, в которых обвинялись господин Левин и его подчиненные.
"К факту окончательного оправдания отношусь хорошо, хотя считаю, что оно сильно запоздало,— заявил вчера Евгений Чичваркин.— Ведь пока шло следствие, а затем суд, люди провели в тюрьме два года, да еще были ограблены: у них изъяли имущество, машины отобрали у покупателя и отдали Власкину. Да еще деньги людьми были потрачены на доказывание, что ты не верблюд". Господин Чичваркин также заявил, что во время следствия у него самого сотрудниками правоохранительных органов якобы было похищено свыше $70 млн. "Это те деньги, которые изъяли из сейфа, у моей помощницы, няни в аэропорту,— пояснил бизнесмен.— Так что теперь им либо придется скидываться, либо отдать мне все через суд".