ПРАВО.ru
Новости
31 января 2011, 10:43

Пределы нормотворческих полномочий укрупненной ФСФР остались несогласованными

Пределы нормотворческих полномочий укрупненной ФСФР остались несогласованными
Фото Право.Ru

Как сообщалось ранее, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) не будет упразднена — Президентом Дмитрием Медведевым принято принципиальное решение о создании единого регулятора рынка именно на ее базе путем присоединения к ней Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор), сейчас поднадзорной Минфину. Таким образом, конфликт за передел полномочий, возникший в конце прошлого года между ФСФР и Минфином, можно считать исчерпанным. Но Правительству еще предстоит решить, оставлять ли за ФСФР нормотворческую инициативу, передать ее в Минфин или разделить.

В конце прошлой недели на совещании по экономическим вопросам Президент Дмитрий Медведев высказался за создание единой службы, которая обеспечивала бы надзор за российскими страховыми и инвестиционными компаниями. "Она должна обеспечивать контроль и надзор за всеми инвестиционными и страховыми компаниями, определять правила их работы и в конечном счете отвечать за создание прозрачных и комфортных условий для их деятельности",— сказал Президент. Он отметил, что соответствующий проект документа уже разработан.

Как рассказал один из участников совещания, проект указа Президента предусматривает присоединение Росстрахнадзора к ФСФР, объединенная служба остается в подчинении правительству. Помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович подтвердил  эту информацию. "Правда, документ еще не прошел окончательные процедуры согласования",— оговорился он.

На совещании по созданию международного финансового центра 29 декабря прошлого года Дмитрий Медведев поручил своей администрации совместно с Правительством внести до 1 февраля согласованные предложения по "оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по регулированию в сфере финансового рынка". Как рассказывали источники, знакомые с ходом совещания, данное поручение было вызвано появившимся в конце прошлого года на сайте Минфина проектом указа Президента по расформированию ФСФР и созданию на базе Росстрахнадзора новой финансовой службы. После опубликования документа Минфином участники фондового рынка и ряд чиновников различных ведомств стали говорить о возможной скорой отставке главы ФСФР Владимира Миловидова. Однако после совещания у Президента Минфин разослал ведомствам новый проект указа Президента, в котором предлагалось упразднить уже Росстрахнадзор и передать его функции ФСФР, при этом нормотворческие функции ФСФР передать Минфину.

По сути, объединение двух служб соответствует давно обсуждаемой идее создания в России мегарегулятора финансового рынка. Впервые эта идея была высказана Олегом Вьюгиным на посту главы ФСФР в 2004 году. Он предлагал объединить не только регулирование страхового и фондового рынков, но и банковский надзор. Однако эта идея не нашла поддержки у правительства.

У подопечных ФСФР и Росстрахнадзора есть много общего. "Пенсионные фонды, управляющие компании и страховые компании являются институциональными инвесторами, единое регулирование размещения ими средств было бы логичным",— говорит замгендиректора "Эксперт РА" Павел Самиев.

Несмотря на принятие принципиального решения об объединении двух служб, ФСФР и Минфину еще есть за что побороться. Остается открытым вопрос, кто будет издавать регулирующие документы. Если сейчас за ФСФР закреплены как функции надзора за участниками рынка, так и написание нормативных актов, то в случае Росстрахнадзора правила игры определяет Минфин. "Правительство должно проработать вопрос, как распределить нормотворческую функцию между Минфином и объединенной службой, чтобы обеспечить ее непротиворечивость",— рассказал Аркадий Дворкович. По его мнению, это может быть уже сделано в течение недели. Глава совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин считает, что нормотворческая деятельность должна остаться за ФСФР. "Главная задача Минфина — это исполнение федерального бюджета, также отчасти он играет роль в денежной политике. Фондовый и страховой рынок для него вторичны",— говорит он, отмечая, что с точки зрения законодательства ФСФР и сейчас согласует законопроекты с Минфином.

Владимир Миловидов не стал комментировать проект указа Президента. "Этот вопрос находится в компетенции Президента",— сказал он. Глава Росстрахнадзора Александр Коваль также отказался от комментариев, сказав, что он не участвовал в совещании у Президента.

Между тем, как сообщало "Право.Ru", глава ФСФР недавно заявил, что разбирательства по поводу 730 подозрительных инсайдерских сделок не будет. ФСФР выявила за четыре месяца 26 400 подозрительных сделок на фондовом рынке. Лишь 730 из них имеют признаки инсайда, но даже за это служба не может наказать нарушителей. Среди 26 400 подозрительных сделок, которые выявила система мониторинга финансового рынка ФСФР с сентября по декабрь, — манипулирование ценами, сделки с отсутствием экономического смысла (когда инвестор продает бумаги дешевле, чем купил их), сделки с признаками использования инсайдерской информации и др. Последних оказалось всего 730 и не во всех случаях речь идет именно об инсайде, сказал Владимир Миловидов. "Поле для работы большое", — констатирует чиновник.