Президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова в интервью "Российской газете" рассказала о проблемах в работе нотариусов и перспективах повышения эффективности их деятельности в связи с реформой нотариата.
По ее словам, …"основы законодательства о нотариате были приняты еще в 1993 году во времена действия старой Конституции и старого Гражданского кодекса. Тогда трудно было предположить, какое место сможет занять нотариат в сфере гражданского оборота. Поэтому основы очень несовершенны. В них нечетко прописан статус нотариуса, понятие нотариальной деятельности, нет разграничения компетенций между министерством юстиции и нотариальными палатами. При этом государственный контроль достаточно опосредованный — Министерство юстиции через свои органы выдает лицензии на право заниматься нотариальной деятельностью, но ни приостановить, ни лишить права деятельности оно не может. Надзорные функции Минюста, по сути, сведены только к контролю за организацией делопроизводства. Совершенно не прописаны основания и виды ответственности нотариуса. А профессиональный кодекс нотариуса как нормативно-правовой документ не признается судами, поэтому все, что мы выносим в качестве порицания — выговор, строгий выговор, суды часто отменяют".
Отвечая на вопрос, почему каждый нотариус сам вправе решать, сколько стоит подготовка проекта того или иного документа, Сазонова пояснила, что согласно Налоговому кодексу РФ, сумма, взимаемая за нотариальные действия, определена, а за техническую работу и за составление проекта нотариального акта тариф не установлен. Ранее законодательно была установлена ставка 0,3% от суммы госпошлины за удостоверение нотариального действия. Затем это положение исчезло.
"И когда мы запросили комментарий Минфина, нам ответили, пусть нотариусы сами определяют стоимость услуг, исходя из себестоимости затрат", — отметила глава ФНП, согласившись с тем, что "у одного нотариуса составить завещание стоит 100 рублей, а у другого — 10 тысяч".
Говоря о трудностях, с которыми сталкиваются желающие работать нотариусами, Сазонова сообщила, сообщила что сейчас совместно с Минюстом определяется схема доступа в нотариальную сферу. При этом она подчеркнула, что "у адвокатов нет системы квотирования, а разве в них легко сегодня попасть?". Комментируя предложение отменить систему квотирования нотариусов, руководитель ФНП заявила, что "эта дорога ведет в тупик". По ее словам, "опыт стран, экспериментировавших с отменой ограничения, свидетельствует о разрушении системы саморегулирования. Происходит концентрация нотариусов в крупных экономических центрах, что оставляет без квалифицированной юридической помощи граждан в других поселениях. Кроме того, ряд установленных законом обязательных процедур, таких, как оформление наследства, охрана наследственного имущества, совершаются по территориальному принципу. Ведение наследственных дел распределено между нотариусами, и мы четко отслеживаем, чтобы не завести вторые, десятые наследственные дела. А если сделать так, как предлагается, можно будет всю наследственную массу растащить и нарушить тем самым целостность системы".
Сазонова признала, что ежегодно через судебную систему лишается полномочий порядка ста нотариусов, выразив сожаление, что у в настоящее время "существует одна возможность избавиться от недобросовестного нотариуса — через суд. Необходимо расширять систему дисциплинарных наказаний, чтобы была возможность хотя бы объявить выговор, активно внедрять профилактические, предупреждаю щие действия". По мнению главы ФНП, "основной контингент нотариата — более 90% — составляют порядочные порядочные, высокопрофессиональные сотрудники, потому что огромное количество из них пришло еще из старой советской системы".
Отвечая на вопрос, не стоит ли передать право на простейшие нотариальные действия — удостоверение доверенности, завещания, например, адвокату, президент ФПН заявила, что "не стоит", мотивировав свою точку зрения тем, что "любой документ, оформленный нотариусом, регистрируется в реестре. Когда нотариус удостоверяет, допустим, доверенность, она попадает в единую базу учета. Если во Владивостоке по этой доверенности приехали продавать, скажем, нежилое помещение, то нотариус, войдя в базу, за минуту может убедиться в законности полномочий. В условиях повышенной криминогенности, огромного количества подделок и фальсификаций подобная процедура создает серьезное препятствие для махинаций".
Сазонова подчеркнула, что "новый проект закона предполагает, что нотариус сможет проверить информацию всех представленных документов, запросить подтверждение, архивную справку и т.д. Уже сейчас при ФНП организован удостоверяющий центр, введена единая форма защищенного бланка. В рамках разработанного законодательства предлагается придать нотариусу совершенно иной статус для комплексного оказания правовой помощи. Сегодня же нотариус, удостоверяя сделку, не может проверить природу отчуждаемого имущества в государственном реестре, к которому у него нет права доступа".