Сегодня Госдума во втором чтении проголосовала за принятие законопроекта, регламентирующего возможность использовать видеоконференцсвязь при допросе свидетелей и потерпевших. Ко второму чтению в законопроект внесли ряд технических уточнений: сегодня депутаты поддержали принятие девяти поправок к документу и отклонили пять.
Законопроект №112417-5 "О внесении изменений и дополнений в УПК РФ" был разработан по инициативе Совета судей РФ и внесен в Госдуму Верховным судом РФ в октябре 2008 года. В первоначальной редакции проекта закона предлагалось дополнить статью 240 УПК РФ частью 4, согласно которой "свидетель может быть допрошен судом путем использования систем видеоконференц-связи". Кроме того, вносилась статья 2781, которая определяла правила допроса свидетеля путем использования систем видеоконференц-связи. Часть 1 статьи 277 УПК РФ дополнялась положением о том, что потерпевший может допрашиваться не только в порядке, установленном частями 2-6 статьи 278 УПК РФ, но и в порядке, предусмотренном новой статьей 2781.
Выступая перед депутатами во время рассмотрения законопроекта в первом чтении, судья Верховного суда РФ Владимир Дорожков отмечал безусловные экономически плюсы от принятия рассматриваемого законопроекта: "Не нужно тратить бюджетные средства на доставку потерпевших и свидетелей". Также он отметил, что в 59 регионах страны уже действует система видеоконференцсвязи в кассационных и надзорных инстанциях. Однако сейчас решается вопрос о введении видеоконференцсвязи в судах первой инстанции.
Однако Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству обратил внимание на то, что в проектной статье 240 УПК РФ указано, что по видеоконференцсвязи может быть только свидетель, в то время как проектная редакция части 1 статьи 277 УПК разрешает такой допрос потерпевшего. В связи с этим Комитет рекомендовал ко второму чтению часть 4 статьи 240 УПК РФ дополнить словом "потерпевший".
Также в проекте закона появилась вторая статья, которая определяет, что финансовое обеспечение расходных обязательств, вызванных принятием данного законопроекта, будет осуществляться за счет федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание судов общей юрисдикции.