ПРАВО.ru
Новости
18 марта 2011, 18:25

ВАС не позволил заводам группы "Продо" избавиться от обязательств перед банками

ВАС не позволил заводам группы "Продо" избавиться от обязательств перед банками

Два производственных предпрития группы "ПРОДО" не смогли избавиться от обязательств поручителей по кредитам другой структуры холдинга. Решения по двум делам (А41-6959/10 и А41-8794/10) вынес вчера президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

В 2008 году ООО "ПРОДО Дистрибьюшн Компани", которая в рамках группы выполняла функции поставщика сырья на мясоперерабатывающие комбинаты, привлекла серию кредитов на развитие мясоперерабатывающего бизнеса, в том числе у банка "Петрокоммерц" (на 700 млн руб.) и "Международного коммерческого банка" (1,5 млн евро и два кредита по 200 млн руб.). Поручились за заемщиков мясокомбинаты "Омский" и "Клинский".

Спустя несколько месяцев, стремясь сохранить активы ввиду угрозы банкротства (Право.Ru писало про попытки "Альфа-банка" обанкротить группу), ООО "ПРОДО Дистрибьюшн Компани" было реорганизовано. Сначала прошло переименование в ООО "Трогово-Закупочная компания", а через полгода из него было выделено ООО "Трогово-Финансовая компания". К вновь созданной компании перешли все кредитные обязательства заемщика, а затем она была ликвидирована. Комбинаты-поручители, в свою очередь, воспользовались этим, чтобы попытаться признать недействительными договоры поручительства, сославшись на п. 2 ст. 367 ГК. Они указывали, что не давали согласия на переход долга от одного юрлица к другому.

В обоих случаях дела прошли три инстанции и дошли до ВАС. Арбитражный суд Московской области согласился с истцами, что поручительство прекращается, и полностью удовлетворил требования истцов. Их поддержали Десятый арбитражный апелляционный суд и Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Однако банки-кредиторы с решением судов не согласились и подали надзорные жалобы. Коллегия судей ВАС (Наталья Харчикова, Сергей Бондаренко, Ирина Марамышкина) согласилась, что основания для пересмотра дел есть. Они указали на то, что в некоторых случаях суды, в частности, трактовали упомянутый п. 2 ст. 367 ГК как применимый только при уступке права требования, а не при реорганизации.

Оба комбината в ВАС представлял Никита Бочкарев. Среди прочего он упирал на то, что появление ООО "Трогово-Финансовая компания" на месте ООО "ПРОДО Дистрибьюшн Компани" не было реорганизацией. "С „ПРОДО“ у нас были особые отношения", — говорил он и подчеркнул, что новая компания-должник не стала партнером мясокомбината по бизнесу, поэтому "мы не могли поручиться за нее". А договор поручительства с "Международным коммерческим банком" вообще не оговаривал возможности отвечать за любого правопреемника должника. Поэтому, когда компания-должник была ликвидирована, это, по мнению Бочкарева, означало прекращение всех обязательств со стороны поручителя. В другом случае (с банком "Петрокоммерц"), как признал Бочкарев, оговорка про правопреемство была, но он обратился к судебной практике, которая показывает, что суды иногда встают на сторону поручителя в подобных делах. По его мнению, форма выделения, в которой произошла реорганизация, близка по характеру к сделке, а потому она подразумевает сингулярное правопреемство – то есть, к ней применима п. 2 ст. 367 ГК.

Со своей стороны представители "Международного коммерческого банка" Майя Чудутова и банка "Петрокоммерц" Игорь Дубов указывали на то, что п. 2 ст. 367 ГК, по которой договор поручительства был признан недействительным во всех трех инстанциях, в данном случае применению не подлежит , т.к. он распространяется только на случаи сингулярного правопреемства. В сложившейся же ситуации, как отметил Дубов, следует применять ст. 58 ГК, так как имела место реорганизация. И, как из нее следует, согласия кредитора на переход обязательства в данном случае не требуется. Чудутова также добавила, что, узнав о грядущей реорганизации "ПРОДО", банк заблаговременно, до окончания срока долгового обязательства, потребовал от должника и поручителя досрочного погашения кредита. В этом случае, по мнению Чудутовой, есть все основания считать, что сама реорганизация и последовавший перевод долга на другое юридическое лицо правового значения для договоров поручительства не имеет.

Президиум ВАС пришел к выводу, что в обоих случаях поручители обязаны выступать поручителями за ликивидированную компанию группы. Он признал все предыдущие судебные акты недействительными.