Комитет по собственности Госдумы сегодня обсудил правительственные законопроекты, предусматривающие появление в России двух новых организационно-правовых форм (хозяйственного партнерства и инвестиционного товарищества), стимулирующих развитие инвестиционных, венчурных бизнес-проектов, сообщает пресс-служба палаты.
В правительственный "пакет" вошли четыре законопроекта: "О хозяйственных партнерствах" и "Об инвестиционном товариществе", а также сопутствующие проекты, предполагающие внесение поправок в российское законодательство в связи с принятием последних ("О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона "О хозяйственных партнерствах", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об инвестиционном товариществе"). Все они были внесены в Госдуму одновременно и, по сути, направлены на решение единственной цели — обеспечить приток инвестиций, как российских, так и иностранных, в бизнес-проекты с высокой степенью риска.
Как отмечают законодатели, в настоящее время в России не существует организационно-правовых форм, которые способны обеспечить "запросы" бизнеса для вложения средств в развитие инновационных, в том числе венчурных бизнес-проектов.
Названные выше правительственные законопроекты предусматривают включение в гражданское законодательство РФ двух новых организационно-правовых форм — хозяйственного партнерства и инвестиционного товарищества (Подробнее об этих новых правовых формах "Право.Ru" сообщало
здесь и
здесь).
Законопроектом о хозяйственных партнерствах детально регламентируются гражданско-правовые аспекты создания, функционирования и прекращения хозяйственных партнерств. "Значительная часть правовых норм законопроекта носит диспозитивный характер, что предоставляет участникам хозяйственных партнерств возможность на договорной основе формировать правовую базу последнего", — отмечают в Госдуме. Кроме того, депутаты рассчитывают, что новая хозяйственно-правовая форма позволит в короткие сроки "сформировать непротиворечивую судебную практику для использования хозяйственных партнерств в инновационных правоотношениях".
Предметом правового регулирования законопроекта об инвестиционных товариществах являются отношения, возникающие в связи с заключением, исполнением и прекращением специальной разновидности договора простого товарищества — инвестиционного товарищества, на основе которого могут объединяться средства нескольких инвесторов и/или организационно-управленческие и предпринимательские усилия для реализации бизнес-проектов, прежде всего в сфере инновационной экономики.
Обсуждая правительственные законопроекты, депутаты отметили, что помимо положительного влияния на российскую экономику (увеличение числа инновационных, в том числе венчурных бизнес-проектов), в них имеются спорные положения.
Например, профильный думский комитет выразил сомнение в целесообразности распространения круга потенциальных участников инвестиционного товарищества на некоммерческие организации, "поскольку последние не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками".
"Требует дополнительного обоснования отсутствие в проекте ограничения прав товарищей на участие в нескольких договорах инвестиционного товарищества", — отметили в комитете. По словам законодателей, в условиях недостаточно развитого законодательства по ограничению монополистической деятельности, квалифицированного определения понятия "аффилированности" и "взаимозависимости" позволит посредством использования новой организационно-правовой формы "выстраивать изощренные схемы влияния на результаты сделок по реализации услуг на финансовом рынке".
Комитет по собственности, в целом, поддержал концепцию вышеуказанных законопроектов и рекомендовал Государственной Думе принять их в первом чтении.