Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, разработанный ФАС России, которым, в частности, исключается уголовная ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния – картели.
В нижнюю палату парламента поступил законопроект 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции“ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации". Это документ устанавливает более четкие правила признания цен монопольно высокими, в частности, недопустимости признания монопольно высокой цены, сформировавшейся в ходе биржевых торгов. Сокращается перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и, соответственно, оснований признания таких соглашений картелями.
Кроме того, законопроект устанавливает дополнительные гарантии лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем установления минимально необходимого периода анализа товарного рынка (не менее 1 года). Согласно предлагаемым изменениям, осуществление контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц будет проводиться только в случае поставок такими лицами товаров в Россию в сумме не менее одного миллиарда рублей в течение года, предшествующего дате совершения сделки.
Также предлагается вести реестр физических лиц, привлеченных к административной ответственности. Этот реестр поможет исключить случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением.
Законопроектом предлагается также внести изменения в статью 178 Уголовного кодекса и исключить уголовную ответственность за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния – картели.
Вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают дифференциацию ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Устанавливается фиксированный штраф в сумме до одного миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке. Сейчас действует система оборотных штрафов на нарушения такого рода.