ПРАВО.ru
Новости
13 июля 2011, 20:28

СФ отклонил испорченный Думой закон о рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях

СФ отклонил испорченный Думой закон о рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях
Фото с сайта rus.ruvr.ru

Совет Федерации сегодня отклонил спорный закон, который исключает из УПК РФ положения о рассмотрении уголовных дел по ряду тяжких и особо тяжких преступлений в районном суде коллегией из трех судей. Члены верхней палаты парламента пришли к выводу, что этот документ вступает в противоречие ФЗ-433 от 29 декабря 2010 года, которым предусматривается создание в российской системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций. Теперь документ будет возвращен в Госдуму, и будет создана согласительная комиссия из представителей обеих палат парламента.

Представляя закон сенаторам, председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам Анатолий Лысков заявил, что по первоначальной концепции закон был направлен на изменение подсудности уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях — их переводе из районных судов, когда обвиняемый ходатайствует о рассмотрении дела коллегией из трех профессиональных судей, на уровень судов субъектов РФ, городов федерального значения автономной области, округов. "Такая концепция была совершенно оправданной, так как таких дел коллегиями из трех судей райсуды рассматривали в количестве 400-500 в год. Должен заметить, такой концептуальный подход полностью совпадал с концепцией принятого по законодательной инициативе Президента РФ в конце прошлого года закона № 433 "О внесении изменений в УПК РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ", — сказал он.

Лысков напомнил, что "согласно ФЗ-433 в судах общей юрисдикции устанавливаются апелляционные инстанции, у ВС РФ исключаются полномочия о рассмотрении уголовных дел как судом первой инстанции, то есть действующее законодательство приводится в соответствие со статьей 50 Конституции РФ. Также был уточнен институт подсудности уголовных дел в судах общей юрисдикции".

Однако, по словам сенатора, рассматриваемый закон в ходе его принятия в Госдуме претерпел существенные изменения, и вступил в противоречие с ФЗ-433. "Причем оба закона должны были бы вступить в силу с 1 января 2013 года. В своем заключении Комитет пришел к выводу о том, что рассматриваемый закон не может быть рекомендован к одобрению СФ РФ", — сказал Лысков, отметив, что рекомендует отклонить закона с созданием согласительной комиссии.

В свою очередь полпред президента в СФ РФ Александр Котенков, сказал, что "после второго и третьего чтения к документу появилась масса претензий. В ходе консультаций мы получили такую же реакцию от ВС РФ, Минюста и даже от аппарата Госдумы".

Напомним, что 31 мая законопроект "О внесении изменений в статьи 30 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму председателем Комитета ГД по законодательству Павлом Крашенинниковым, главой Комитета ГД по госстроительству Владимиром Плигиным и депутатами Владимиром Груздевым и Верой Лекаревой. Уже 6 июля документ был принят во втором и третьем чтениях. С его текстом можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.

Документом предлагалось в пункте 3 статьи 30 УПК РФ (Состав суда) указать, что "коллегия из трех судей Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда" (рассматривает) "уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями 2-4, 208 частью 1, 212 частью 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи  105, частью 3 статьи 126, частями 3 и 4 статьи 131, статьями 209-211, 227,  частью 3 статьи 263, частью 3 статьи 263.1, частью 3 статьи 267, частью 3 статьи 269, 277, частями 3 и 4 статьи 290, 294-302, частями 2 и 3 статьи 303, статьями 304, 305, 317, частью 3 статьи 321, частью 2 статьи 322, 353-358, частями 1 и 2 статьи 359 и статьей 360 УК РФ.

Действующая норма УПК РФ предусматривает, что уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции. Такое правило было введено с 1 января 2004 года и было призвано создать альтернативу упраздненному коллегиальному порядку рассмотрения отдельных категорий дел судьей с участием двух народных заседателей. Тогда были проведены организационно-штатные мероприятия по увеличению их численности из расчета не менее трех штатных единиц судей на каждый суд данного уровня.

Авторы закона полагали, что "практика работы районных судов показала, что данная норма оказалась невостребованной, и содержание в штате некоторых районных судов трех единиц федеральных судей является необоснованным с точки зрения соотнесения их служебной нагрузки со среднестатистическими данными по России. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2010 году в районных судах было рассмотрено свыше 554 тысяч дел, из которых коллегией из трех судей рассмотрено 658 дел или 0,1%".