Сегодня Мосгорсуд приступил к рассмотрению по существу дела об убийстве футбольного болельщика Егора Свиридова, погибшего в ночь на 6 декабря 2010 года на Кронштадстком бульваре Москвы в драке между группой выходцев с Северного Кавказа и фанатами "Спартака".
В начале заседания обвиняемый в убийстве подсудимый Аслан Черкесов заявил ходатайство об отводе прокурора Марии Семененко на том основании, что она в судебном процессе общается с вдовой погибшего Свиридова Яной Фалалеевой. По его мнению, подобное поведение прокурора говорит о ее заинтересованности в исходе дела. Суд, однако, отказал в удовлетворении данного ходатайства, поскольку Черкесов не представил доказательств заинтересованности прокурора в исходе дела. Судья Алексей Расновский пояснил, что общение прокурора и потерпевшей, представляющих сторону обвинения и представляющих единую согласованную позицию, не противоречит закону.
Затем со вступительным словом к присяжным выступила сама прокурор Мария Семененко. Она рассказала коллегии, что Акай Акаев, Артур Арсибиев, Хасан Ибрагимов, Нариман Исмаилов, Рамазан Ударбиев и Аслан Черкесов обвиняются в хулиганстве и нанесении телесных повреждений. Кроме того, Аслан Черкесов обвиняется в убийстве Егора Свиридова и покушении на убийство Сергея Гаспаряна, а также грабеже.
Прокурор рассказала о событиях, произошедших 4 декабря 2010, за день до убийства. Она сообщила, что Аслан Черкесов пришел в ресторан "Пивная точка" с травматическим пистолетом "Стример-2012" на Кронштадском бульваре. Тогда, по словам очевидца, у него возник конфликт с несколькими посетителями данного заведения. Он применил пистолет, однако стрелял в пол, от выстрела остались следы.
На следующий день Черкесов появился в том же ресторане. Затем туда пришли остальные обвиняемые по делу. Он рассказал о событиях предшествующего дня и заявил, что планирует снова воспользоваться своим травматическим пистолетом.
В ночь с 5 на 6 декабря 2010 года подвыпившая компания вышла из пивной на улицу, где на автобусной остановке они увидели нескольких человек – Егора Свиридова, Дмитрия Петроченко, Сергея Гаспаряна, Дмитрия Корнакова и Дмитрия Филатова.
По словам прокурора первым затеял драку Нариман Исмаилов, ударив Дмитрия Петроченко. Затем Артур Арсибиев ударил Дмитрия Корнакова пустой стеклянной бутылкой по голове. Осколком от бутылки он нанес травмы Сегрею Гаспаряну и Дмитрию Филатову. Корнаков и Петроченко получили травмы головного мозга.
После этого Аслан Черкесов решил использовать травматический "Стример-2014", сделав 12 выстрелов. Двумя выстрелами он ранил Дмитрия Филатова. В Егора Свиридова в упор были произведены четыре выстрела – два в голову и два в живот, в результате которых он скончался на месте. В Дмитрия Гаспаряна Черкесов произвел не менее 6 выстрелов в упор, в том числе и в голову. Раненый Гаспарян, благодаря тому, что пытался уклоняться от выстрелов, а также своевременно оказанной медпомощи, смог выжить.
Согласно версии прокурора, убегая с места преступления, Черкесов сорвал с Филатова сумку, в которой были документы и незначительная сумма денег, совершив, таким образом грабеж.
Прокурор подчеркнул, что показания свидетелей и потерпевших проверялись и перепроверялись. Были произведены экспертизы телесных повреждений, баллистическая, биологическая и ряд других. По ее словам, подсудимые дают разные показания, но никто из них не был до конца откровенен.
Затем адвокат Черкесова Дмитрий Панков заявил ходатайство о роспуске судебной коллегии. По его словам, обстоятельства 4 декабря 2010 года не являются предметом исследования, однако были доведены прокурором до сведения присяжных. Действия Черкесова 4 декабря, по мнению адвоката, никак не связаны с событиями 5 декабря. Таким образом, прокурор пытается создать у коллегии предвзятое мнение в отношении подсудимых.
Сам Черкесов также заявил, что хотел бы роспуска коллегии присяжных, поскольку данная ему прокурором оценка носит негативный характер. 4 декабря 2010 года в ресторане "Пивная точка" он действовал в рамках самообороны, когда на него напало 20 человек.
В свою очередь прокурор Мария Семененко заявила, что события 4 декабря изложены следователем в фабуле обвинения. Она также заявила, что не понимает, на основании какой статьи УК РФ возможен роспуск коллегии. Поскольку согласно ст. 330 УК РФ роспуск коллегии возможен лишь в связи с тенденциозностью состава.
Суд, выслушав мнение сторон, отказал в удовлетворении данного ходатайства, поскольку никаких нарушений со стороны прокурора допущено не было.
Затем в судебном заседании выступил адвокат Черкесова Дмитрий Панков. Он заявил, что в ночь с 5 на 6 декабря его подзащитный, выйдя на улицу из "Пивной точки", с двумя другими обвиняемыми по делу направился в магазин купить сигарет. Трое других участников процесса остались на улице ловить такси. Именно тогда к ним подошли потерпевшие, находившиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Когда Черкесов с двумя товарищами вышли из магазина на улицу, драка уже была в полном разгаре. По словам адвоката, тогда Черкесов решил использовать травматический пистолет, однако не для того, чтобы причинить кому-то вред, а лишь для того, чтобы остановить драку. Панков также заявил, что его подзащитный не совершал грабежа имущества и никого не избивал.
Адвокат Артура Арсибиева Ибрагимов заявил, что его подзащитный не признает себя виновным в хулиганских действиях. Он не был в пивной, не участвовал в драке и ничего не знал о ней. О том, что произошло, узнал в ходе следствия.
Адвокат Рамазана Ударбиева Магомедов сообщил, что его подзащитный себя виновным не признает. Участие в драке не принимал, а прибежал с целью разнимать драку. Он также просил коллегию присяжных отличать зерна от плевел и подходить к каждому подсудимому индивидуально. По его словам, гособвинение тенденциозно, и он просил присяжных сохранять объективность.
Адвокат Хасана Ибрагимова Салиханов заявил, что его подзащитный был втянут в драку, однако он не намерен признаваться в том, чего не совершал.
Больше всех удивил присутствующих в зале суда адвокат Наримана Исмаилова Камаев, который заявил, что его подзащитный пока не определился с позицией, и в этом позиция адвоката совпадает с позицией самого Исмаилова.
Напомним, что убийство Егора Свиридова получило широкий общественней резонанс и спровоцировало массовые беспорядки на национальной почве, прошедшие в центре столицы с 11 по 18 декабря 2010 года. В результате были задержаны сотни молодых людей, в драках и стычках с милицей пострадали десятки человек, в том числе и сами стражи порядка.
По версии следствия, зачинщиками потасовки стали уроженцы Кавказа, которые находились в состоянии алкогольного опьянения. Они подошли к группе москвичей, ожидавших такси возле остановки общественного транспорта. Используя "незначительный повод и высказывание одного из них",злоумышленники напали на молодых людей и стали их избивать, используя в качестве оружия бутылки из-под спиртного. "При этом Черкесов из имеющегося у него травматического пистолета „Стример-2014“ произвел по два выстрела в двух членов группы, причинив их здоровью легкий вред", — отмечают следователи. Однако на этом Черкесов не остановился, он подошел к Свиридову и "целенаправленно произвел не менее двух выстрелов ему в голову и в живот", от которых тот скончался на месте.
27-летний уроженец Нальчика Аслан Черкесов обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 213 (хулиганство), п. "и" ч. 2 ст. 105 (убийство), ч. 3 ст. 30 и п. п. "а", "и" ч. 2 ст. 105 (покушение на убийство), п. "а" ч. 2 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и ч. 1 ст. 161 (грабеж) УК РФ. Другим зачинщикам драки, уроженцам Дагестана Акаю Акаеву, Артуру Арсибиеву, Нариману Исмаилову, Хасану Ибрагимову и Рамазану Утарбиеву предъявлены обвинения в хулиганстве (ч. 2 ст. 213 УК РФ) и умышленном причинении легкого вреда здоровью (п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ).
Выслушав выступления сторон, судья Мосгорсуда Андрей Расновский назначил дату исследования доказательств стороны обвинения на 15 августа.