Профильный комитет Госдумы не стал включать в текст президентского законопроекта о бессрочных полномочиях главы Верховного Суда аналогичные поправки, касающиеся председателя ВАС. По мнению депутатов, "говорить об этом преждевременно". Эта логика комитета подтверждает обоснованность оценок, согласно которым Владимир Путин решил поменять законодательство исключительно ради Вячеслава Лебедева.
В начале мая, спустя несколько дней после инаугурации на пост главы государства, Владимир Путин внес в нижнюю палату парламента пакет законов, который реформирует систему назначения главы Верховного Суда РФ и его замов по аналогии с существующим в Конституционном Суде порядком. Документ разрешает председателю ВС РФ и его заместителям занимать должность более двух сроков подряд, а также отменяется предельный возраст пребывания в должности главы суда. Соответствующие изменения вносятся в закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", а также в законы "О судебной системе Российской Федерации" и "О статусе судей в Российской Федерации".
Практически ни у кого нет сомнений в том, что эти законопроекты подготовлены для того, чтобы сохранить пост председателя ВС РФ за Вячеславом Лебедевым, которому в следующем году исполнится 70 лет и который руководит одной из высших судебных инстанций России с 1989 года. Аналогичный "персонифицированный" закон, принятый с подачи временного сменщика Путина — Дмитрия Медведева — осенью 2010 года, дал возможность остаться во главе КС Валерию Зорькину.
Третья высшая судебная инстанция — Высший Арбитражный Суд РФ — сразу же после внесения президентского законопроекта о правилах назначения руководства ВС РФ предложил распространить новые правила и на арбитражную систему. Для этого ВАС направил свои поправки к этому президентскому законопроекту.
Эти поправки полностью укладывались в логику задуманного властями реформирования порядка назначения глав высших судебных инстанций, тем более что во время обсуждения проекта закона в первом чтении полпред Президента РФ в Госдуме Гарри Минх акцентировал внимание на том, что в отношении руководителей ВС "не предлагается какая-то кардинальная новелла, а мы идем в том направлении, которое уже было задано" реформой КС. Тогда же глава профильного думского комитета по госстроительству Владимир Плигин отмечал, что "законопроект отвечает общему духу и принципам законодательства о судебной системе, единства статуса судей", и даже упомянул и о поддержке этих изменений со стороны ВАС.
Однако события пошли иначе, причем обсуждение двух президентских законопроектов заняло сегодня у парламентариев всего четыре минуты. За это время член комитета Тамерлан Агузаров заявил об отсутствии поправок к документу, которые нужно принять. При этом он, опустив объяснения, рекомендовал отклонить предложение о расширении изменений и на руководство ВАС. Также не нашла поддержки и инициатива депутатов от "Справедливой России" Елены Мизулиной и Оганеса Оганяна, предлагавших все-таки не разрешать главе ВС РФ и его замам занимать пост более двух раз подряд. Законопроекты в редакции, предложенной президентом Путиным, рекомендованы к принятию во втором чтении и будут рассмотрены уже на следующей неделе.
Позже Агузаров объяснил "Право.Ru", что профильный комитет отказался одобрять инициативу ВАС, поскольку концепутально президентский законопроект касается исключительно снятия ограничений только с председателя ВС. "В принципе, поэтому говорить об [аналогичных изменениях] для ВАС сегодня преждевременно. Если завтра поступит законопроект, предусматривающий [такие] изменения в отношении председателя ВАС и его замов, то мы его рассмотрим", — заявил он.
С текстом законопроекта № 70707-6 "О внесении изменений в статьи 6-1 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (о снятии ограничений по возрасту для замещения должности председателя Верховного Суда Российской Федерации), принятого в первом чтении, можно ознакомиться здесь.
С текстом законопроекта № 70703-6 "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (о снятии ограничений по возрасту для замещения должности председателя Верховного Суда Российской Федерации), принятого в первом чтении, можно ознакомиться здесь.