Виновникам ДТП запретят примиряться с родственниками погибших, а отказавшихся от медосвидетельствования будут наказывать наравне с пьяными. Повторная пьянка за рулем или отказ от медосвидетельствования станут уголовным преступлением, а гаишники смогут оформлять протокол без понятых. Такие нормы оказались в обновленном ко второму чтению законопроекте единоросски, главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой.
В декабре прошлого года Ирина Яровая внесла в Госдуму очень жесткий законопроект, ужесточающий ответственность за ДТП, совершенные пьяным водителем, при этом депутат настаивала на необходимости сохранить "нулевое" промилле. Она предлагала разрешить суду отправлять на зону на 15 лет виновников ДТП, из-за которых на тот свет отправились сразу несколько человек. Но Верховный суд РФ решил, что это противоречит общим принципам уголовного законодательства: в случае ужесточения наказания преступление попадет в категорию особо тяжких, однако к ним по закону относятся только умышленные преступления. В результате авторы законопроекта еще до первого чтения в феврале 2013 года переписали его и решили ограничиться в ст. 264 УК ("Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств") восстановлением нижних пределов наказания, отмененных в 2011 году экс-президентом Дмитрием Медедевым. Кроме того, Яровая предлагала ввести в УК статью 264.1 об уголовной ответственности для человека, лишенного или вовсе не имевшего водительских прав, за вождение в пьяном виде. За такое нарушение предлагался штраф в 200 000 руб. либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы до двух лет, либо арест до полугода.
На фоне споров об отмене нулевого промилле и почти публичного скандала с единороссом, первым зампредом комитета по госстроительсву Вячеслава Лысакова, отстаивавшем другую точку зрения и свой альтернативный проект, законопроект Яровой был принят в первом чтении в марте, а дальше "замер". После того как в апреле премьер-министр Дмитрий Медведев позволил себя уговорить на отмену введенного им же "нулевого" промилле, депутаты быстро приняли в трех чтениях законопроект Лысакова об отмене спорной нормы и ужесточении административных наказаний для водителей (Подробнее в "Госдума утвердила тотальное повышение штрафов за нарушение ПДД и убрала "нулевое промилле"").
Однако об инициативе единоросски Яровой в Думе не забыли, а творчески переработали скандальный проект. Сегодня думский комитет по госстроительству рекомендовал депутатам принять во втором чтении обновленную редакцию документа. От изначального законопроекта мало что осталось, зато в нем депутаты в рамках "поправок" реализовали сразу несколько концептуальных изменений в УК и Кодекс об административных правонарушениях. В первую очередь в нем нашла отражение давняя задумка парламентариев запретить родственникам погибших в ДТП примиряться с виновниками аварии. Последним в случае принятия такого закона больше не удастся избежать уголовной ответственности даже в случае раскаяния, возмещенния ущерба или примирения сторон. Соответствующие ограничения появятся в ст. 75 и 76 УК РФ (" Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием" и "Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим").
Меняют депутаты систему наказаний для водителей, совершивших ДТП и причинившие тяжкий вред здоровью человека (ч.1 ст.264 УК). За это по-прежнему будет предусматриваться ограничение свободы до трех лет, либо принудительные работы до двух лет, арест на полгода или лишение свободы до двух лет. Однако парламентарии решили, что будет лучше прописать право судьи назначить дополнительно виновнику не лишение прав на три года, а запрещать "занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью". Аналогичные изменения предлагаются и в остальные части 264-ой статьи.
Идея Яровой жестко карать пьяных водителей практически реализована. Из обновленной редакции законопроекта следует, что наказывать по "уголовной" статье наравне с пьяными будут и тех, кто отказался от прохождения медосвидетельствования после ДТП, в котором человек получил тяжкий вред здоровью (ч.2 ст.264 УК — до четырех лет заключения). Сейчас за отказ водителя от проверки "стоит" ему 30 000 руб. административного штрафа и лишения прав на 1,5-2 года. Аналогичное правило вводится и для случаев, когда в ДТП погиб человек. При этом возвращаются, как и предлагала Ирина Яровая, нижние пределы наказаний — суд сможет назначить виновнику от двух до семи лет лишения свободы (ч. 4 ст. 264 УК), либо от четырех до девяти лет, если погибших двое и более (ч. 6 ст. 264).
Появится в УК новая статья 2641 "Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию". Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или лишение свободы до двух лет вводится для тех, кто повторно был пойман за рулем пьяным, либо отказался от медосвидетельствования или уже был судим за "пьяные" ДТП (ч.2, ч.4, ч.6 ст. 264 УК). С 1 сентября за повторную "пьянку" за рулем водителей штрафуют на 50 000 руб. и лишают прав на три года (ч. 4 ст.12.8 КоАП), эту часть парламентарии намерены упразднить. Одновременно депутаты готовы отказаться от обязательного участия понятых при отстранении водителя от управления, освидетельстования и направления на медосвидетельствование. Это будет возможно, если есть видеозапись процессуальных действий (за исключением личного досмотра). Запись должна быть приобщена к протоколу или акту освидетельствования на алкогольное опьянение. Для этого ст. 25.7 КоАП ("Понятой") дополняется соответствующей нормой.
В целом глава 12 КоАП о наказаниях за нарушение ПДД вновь подвергнется серьезной корректировке. Будет изменена ст. 12.1 об ответственности за управление незарегистрированным транспортным средством, которая была изменена 1 сентября 2013 года. Тогда с 300-500 руб. до 500-800 руб., однако депутаты спустя несколько месяцев решили, что были слишком мягки и на этот раз намерены повысить планку до 1000 руб. За непрошедшие техосмотр такси, автобусы штраф с нынешних 500-800 руб. увеличивается до 2500-5000 руб., за невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке (ч.2 ст.12.25) водителю придется раскошелится на 2500-3000 руб. вместо сегодняшних 500-800 руб. Отсутствие обязательного полиса ОСАГО обойдется владельцу машины не в 800 руб., как сегодня, а в 3000 руб., если же за руль сядет человек, невписанный в страховку, владельцу придется пополнить казну на 1500 руб., а не на 500 как сейчас.
Планируется, что законопроект депутаты примут во втором чтении 12 ноября.