ПРАВО.ru
Мнения
Игорь Куракин, партнер, руководитель уголовно-правовой практики K&P.Law
30 мая 2022, 15:18

О либерализации УПК для предпринимателей

О либерализации УПК для предпринимателей
9 марта вступил в силу новый ФЗ от 9 марта 2022 года № 51 «О внесении изменений в ст. 140 и 144 УПК». Статьи 140 и 144 УПК содержат положения о поводах и основании возбуждения уголовного дела и о порядке рассмотрения сообщения о преступлении. В ст. 140 УПК ввели ч. 1.3, согласно которой поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Основная цель изменений, согласно мнению авторов принятого закона, — регламентация порядка взаимодействия органов, осуществляющих дознание и предварительное расследование, а также налоговых органов и страховщиков при решении вопросов о возбуждении соответствующего уголовного дела. В частности, это касается использования материалов, представленных налоговыми органами и страховщиками, с установлением сроков рассмотрения этих материалов и принятия необходимых процессуальных решений. 

Сотрудники налогового органа в силу профессиональных компетенций могут качественнее провести налоговую экспертизу, так как понимают структуру и процесс взимания конкретного вида налога, определения и установления каких-либо налоговых льгот, уменьшения налогооблагаемой базы и подобного.

Налоговое законодательство устанавливает, что результат проведения налоговой проверки — акт налоговой проверки. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка либо его представитель, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, вправе в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям с возможностью приложения документов, подтверждающих обоснованность своих возражений.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, которая выявила нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем налогового органа, проводившего налоговую проверку, и выносится решение либо о привлечении к ответственности лица за совершение налогового правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения.

Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

На вынесенное решение налогового органа до вступления его в силу можно подать апелляционную жалобу. В случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. Причем обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение.

После вступления в силу решения налогового органа, лицу, совершившему налоговое правонарушение, направляется требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст. 32 НК, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

То есть налоговое законодательство предусматривает возможность урегулирования вопросов, возникших по итогам проведения налоговой проверки до направления материалов в следственные органы, что большой плюс для граждан и юридических лиц. 

В существовавшей ранее практике сотрудники следственных органов могли самостоятельно возбуждать уголовное дело, уведомив об этом налоговый орган. Сделать заявление о совершении налогового преступления могло любое третье лицо или, например, инициировать возбуждение уголовного дела могли оперативные сотрудники. Наличие такой возможности позволяло задействовать данные «рычаги» для недобросовестной конкуренции.

Установление в уголовно-процессуальном законодательстве императивного положения о возбуждении уголовных дел по преступлениям, предусмотренным статьями 198–199.2 УК только по материалам, направленным налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах, приведет к упорядочиванию взаимодействия между правоохранительными органами, ФНС и судами, ведь в настоящее время не редки ситуации, когда уголовное дело возбуждается в отношении директора организации, избирается мера пресечения, предъявляется обвинение, проводится экспертиза в рамках расследования уголовного дела, а налоговый орган еще даже не вынес решение по итогам налоговой проверки.