ПРАВО.ru
Актуальные темы
21 апреля 2014, 18:15

Теряя сотрудников, юрфирмы лишаются доходов

Теряя сотрудников, юрфирмы лишаются доходов

Денег в российской экономике все меньше, и те, у кого они есть, предпочитают нанимать юристов не сдельно, как еще поступали недавно, а в собственный штат. Внешние консультации теперь пользуются спросом только в ситуациях, связанных с финансовым оздоровлением, говорили участники ежегодного юридического форума газеты "Ведомости".

Крупные компании, в том числе с госучастием, все чаще нанимают образованных карьеристов из крупных международных фирм, но уже не как консультантов, а как сотрудников. 2013 и начало 2014 года отметились немалым числом переходов из международных фирм в юрдепартаменты корпораций. Некоторые "мигранты" обсудили эту тему на конференции Ведомостей 17 апреля. Среди них Елена Жигаева, которая из партнеров CMS перешла в Alstom (крупный игрок в транспортном машиностроении), Александр Тарабрин, сменивший работу в Skadden, Arps, Slaughter & May на пост в Gunvor (зарегистрированный на Кипре продавец российских нефтепродуктов), Ольга Хохлова, которая предпочла металлургический холдинг "Северсталь" работе на Freshfields Bruckhaus Deringer. Юридические фирмы, отпуская выращенных ими сотрудников на работу в корпорации, "стреляют себе в ногу", ведь к внешним консультантам эти корпорации обращаются все реже, сокрушался модератор сессии "Рынок труда для юристов" Дмитрий Прокофьев из рекрутинговой компании Norton Caine.

Почему юристы меняют консалтинг на инхаус, участники сессии объясняли туманно – "перспективы", "предложения, от которых невозможно отказаться". По словам Алексея Саватюгина, президента НП "Национальный платежный совет" и бывшего замминистра финансов, в условиях вялого роста ВВП (в 2013 году в России 1,3%, когда 3% – рост ВВП по всему миру) и оттока капитала за границу (62 млрд руб. за 2013 год) денег в российской экономике остается немного, да и те в основном у крупных компаний и корпораций с госучастием. Не исключено, что эти компании сокращают число посредников и вместо того, чтобы заказывать услуги консультантов, предпочитают нанимать выходцев оттуда.

Работу корпоративным юристом уже нельзя сравнить с выходом на пенсию, соглашались друг с другом участники. Проектная работа, обычная в консалтинге, учит целиться на результат, и какая разница – работаешь ты на одного заказчика или на многих, рассказывал Александр Тарабрин из Gunvor. Если помогать единственному клиенту и добиваться, чтобы юристов переставали воспринимать как тех, кто "футболит" сотрудников других отделов, удовлетворенность работой юридической службы вырастает, считает Ольга Хохлова из "Северстали". Но в работе корпоративным юристом есть и свой недостаток – "теряешь себя как эксперт", ведь 70-80% времени уходит на административную работу – об этом погрустил Александр Смирнов из "Московской биржи", ранее трудившийся в Goltsblat BLP.

Наем юриста из консультантов не всегда означает отказ от внешней поддержки, но так бывает чаще всего. Илья Полуяхтов, глава юротдела "Морган Стенли банк", привел как типичный пример историю фирмы – продавца спортивных товаров, которой за полгода удалось свести внешнюю юридическую поддержку практически до нуля. Полуяхтов припомнил единственный обратный случай. Крупная FMCG-фирма (от "fast moving consumer goods" – товары широкого потребления) после того, как 20 лет обходилась без корпоративного юриста, в конце концов наняла выходца из консалтинговой фирмы. Тот начал с помощью внешних юристов "разгребать завалы" и "находить скелеты в шкафу", рассказал Полуяхтов. Но привлечение внешних консультантов "скорее исключение", признал он. "Компаниям уже не всегда нужна наша помощь", печалились и юристы международных фирм прошлой осенью, вручая награды журналов Legal Insight и Legal Success.

Опыт работы в консультировании помогает оценить, "кто может сделать какую работу за разумную цену", и меньше ориентироваться на имя фирмы, поделился Илья Полуяхтов из "Морган Стенли банка". Особенно это важно на турбулентном рынке, когда партнеры уходят из сложившихся фирм и открывают собственные конторы, считает он. Консультанты порой навязывают некоторые услуги, так что с опытом работы в этой области можно, став корпоративным юристом, отделять нужные действия от необязательных, рассказала Елена Жигаева из Alstom.

Но от внешней поддержки полностью отказываться рано, согласились участники. Всегда будет рынок для крупных сделок и публичных размещений, считает Александр Тарабрин из Gunvor. "Олигархические структуры часто используют внешних адвокатов из соображений безопасности – все чувствительные вопросы решаются с помощью юристов, которые пользуются режимом адвокатской тайны", – напомнил слушатель сессии Денис Сверчков из инвесткомпании Ursa Capital. Юристы не останутся без работы, убеждал Алексей Саватюгин из НП "Национальный платежный совет". Число публичных размещений и выходов на биржи может уменьшиться, и "стоит ждать уменьшения числа хозяйствующих субъектов по всем отраслям, прежде всего в финансовом секторе", считает он, зато процветание может ждать юристов – экспертов по банкротству и финансовому оздоровлению, прогнозирует Саватюгин.