Юристы сейчас более оптимистично смотрят на проведенную в 2014 году в России судебную реформу, нежели в тот момент, когда было объявлено о предстоящей ликвидации ВАС, свидетельствует традиционная конференция ICC. Облегчение и надежду принесли первые дела, рассмотренные в экономической коллегии нового ВС. Но об углублении специализации российских судов, судя по всему, придется надолго забыть, хотя СИП и демонстрирует свою полезность.
В минувшую пятницу, 19 сентября, Международная торговая палата (International Chamber of commerce, ICC) провела в Москве конференцию о разрешении международных коммерческих споров в странах СНГ. Открыла мероприятие представитель посольства США Линн Трейси. Она назвала важнейшие события года: объединение Верховного и Высшего арбитражного судов, вступление России в ВТО, украинский кризис. И подчеркнула, что надеется, что собравшиеся смогут выработать "общее понимание" событий.
Российским судам посвящены были две сессии. Сперва обсудили создание нового ВС и то, как оно повлияло на правосудие, разрешение коммерческих споров и международный арбитраж в России. "Сказать, что мы испытали шок, – этого было мало", – вспоминала партнер "ФБК-право" Анна Грищенкова реакцию юристов на новость о грядущем упразднении ВАС. Но прошли первые дела в Верховном суде, и настороженность, по ее словам, сменилась на "облегчение и небольшой оптимизм". "В конечном счете все устаканится," – считает Грищенкова.
Когда нормы действующего Гражданского процессуального кодекса в процессе судебной реформы переносились в АПК, то эксперты сильно критиковали появление дискреционных полномочий у председателя Верховного суда и его заместителей в рамках арбитражного процесса. Профессор Уральской государственной юридической академии, президент Нотариальной палаты Свердловской области, участник подготовки концепции "объединенного" ГПК Владимир Ярков считает, что их существование расширяет возможность для оспаривания и правовой неопределенности. Но и он верит в лучшее. "Живым делают право те люди, которые его применяют и толкуют, и многое будет зависеть от того, как будет Верховный суд применять свои полномочия", – говорил Ярков.
Вспомнили участники конференции и казус, когда дела, переданные в президиум ВАС, но не рассмотренные им до упразднения, попали в коллегию по экономическим спорам вместо президиума ВС, хотя процессуальный кодекс предусматривал иное (подробнее>>). "Понятно, почему они так решили: президиум Верховного суда не смог бы пересмотреть все эти дела, это заняло бы слишком много времени", – высказался Ярков. Плюс в нынешнем положении дел – еще одна возможность для пересмотра, считает он.
Судебная реформа затормозила, если не остановила совсем создание специализированных судов. "Открою секрет Полишинеля – финансового суда уже не будет", – саркастически заметил начальник отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Суда по интеллектуальным правам (СИП) Дмитрий Афанасьев. При этом из его выступления следовало, что СИП, который начал работу в июле 2013 года, уже многое удалось сделать.
Он рассказал, какие аналитические справки – разъяснения нижестоящим судам – СИП успел подготовить за год. Одними из первых стали разъяснения по обеспечительным мерам, применяемым к доменным именам в интернете. "Раньше суды отказывали в таком, так как не понимали, что это, как арестовывать и где складывать [арестованное], и проще было отказать", – вспоминал Афанасьев. Но, по его словам, сразу после этих разъяснений суды стали обеспечительные меры применять. Затем СИП разъяснил нормы об использовании доменов. "Если домен стал более известен, чем товарный знак, следует отказ [правообладателю] в иске, – пояснил Афанасьев. – До этого домены отбирались всегда, несмотря на известность". А недавно в СИП обсуждали разъяснения о выплате компенсаций за нарушение исключительных прав на товарный знак (подробнее>>), напомнил он. Сейчас СИП готовит справку по досрочному прекращению охраны товарного знака и по преждепользованию, рассказал Афанасьев. "Мы открыты к критике и добиваемся единообразия в практике своей и нижестоящих судов", – закончил он.
А вообще в СИП считают, что единообразие практики важнее, чем показатели отмен. Решения суда первой инстанции – как арбитражных судов областей, так и самого СИП – отменяются сейчас в 28% случаев, рассказал Афанасьев. А когда Президиум СИП только появился, то, по его словам, отменял он в полтора-два раза больше решений, чем другие кассации. При этом пока ни одна надзорная жалоба на решение суда удовлетворена не была, не без гордости сообщил Афанасьев.
Партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (ЕПАМ) Илья Никифоров поделился свежими наблюдениями о наследии Высшего арбитражного суда. Достижения не сводятся к открытости заседаний президиума или записям заседаний – информатизация шагнула дальше. "Я недавно вернулся из Владивостока, местные адвокаты 50% заседаний проводят по видео-конференц-связи", – рассказал Никифоров. Причина этому – не только географическая отдаленность от остальной страны, но и психологические факторы. Если нужно "быстро просудиться", говорил партнер ЕПАМ, стоит выбирать видео-конференц-связь, судьи меньше откладывают заседания с ее использованием по сравнению с другими делами. Использовал Никифоров и довод, что человек, говорящий с экрана, выглядит более убедительно, чем выступающий непосредственно в зале. Сослался он на исследования психологов, но подробностей исследования не привел. А в целом конференцию ICC он оценил так: "Первое мероприятие после объединения, на котором юристы обсудили, как работать с новым судом".